Миф об «особой душевности» в СССР: что на самом деле происходило за закрытой дверью в советском Днепропетровске

Белорусский блогер развенчал миф о "душевности" советских людей.

Об этом корреспондент «Днепровской панорамы» узнал на фейсбук странице белорусского блогера Максима Мировича.

"Сегодня настал черёд разобраться с ещё одним мифом всех любителей СССР, антизападников, читателей книг про "попаданцев" и сталинофилов — о том, что в СССР люди были якобы как-то "душевнее" и добрее, помогали друг другу и вообще жили душа в душу, а сейчас всё это ушло безвозвратно, канув в небытие вместе с "советской Атлантидой". Думаю, вы часто встречали такие спорные увтерждения на просторах интернета.

"Ах какая была держава, ах какие в ней люди жили!" — вскрикивают фанаты СССР, и тут же убегают хаять проклятые девяностые, когда на просторы некогда великой страны с Марса и Венеры внезапно завезли каких-то гопников и быдло. На самом деле советские люди действительно во многом отличались от современных, но то что фанаты СССР называют "душевностью" — имело в своей основе совершенно другие корни", - отметил Максим Мирович.

Корни советского гостеприимства

семья

Под советской "душевностью" фанаты совка обычно понимают советское гостеприимство. Этим словом называется обычно готовность в любое время принять у себя дома любых дальних родственников и позволять им жить у себя дома сколь угодно долгое время. Ситуация много раз обыгрывалась в советских фильмах — внезапно в квартире открывается дверь, и "как снег на голову" вдруг сваливается какая-то далёкая родня из далёких краёв СССР, причём после этого квартира наполняется радостной, почти празничной суетой.

Так вот — возникала подобная ситуация вовсе не из-за какого-то особого советского расположения к родне или какой-то там "особой душевности", а из-за искривлённой системы общественных отношений. "Родня" начинала кататься по стране либо из-за поступления в ВУЗы, либо из-за необходимости получения медицинских услуг, либо просто "за покупками". Всё это показывает, насколько неравномерно был развит СССР — люди просто вынуждены были ехать в союзные столицы и крупные города, чтобы получить хоть что-то.

Во-вторых — гостиничный и арендный бизнес отсутствовал в стране как класс, во все гостиницы в крупных городах можно было вбиться только "по блату" — имея среди администрации "знакомства" либо занеся сверх стоимости номера "на лапу" — что могли себе позволить далеко не все советские граждане. Только лишь поэтому люди вынуждены были тащиться на подселение к родственникам.

Выглядело это так — в микроскопическую бесплатную советскую хрущёвку на окраине Москвы, Ленинграда или Киева приезжали родственники из деревни и оставались жить на период от нескольких дней до нескольких месяцев. Представьте себе картину, когда в и так стеснённые условия тесной советской хрущёвки набивалось ещё от одного до трёх и более человек — две микроскопические комнаты оказывались заставленными раскладушками, либо (если раскладушек не хватало) — гостям стелили "скатки" на полу. В общем, и так стеснённая жизнь в "хруще" начинала напоминать жизнь в какой-то общаге.

Зачем были нужны посиделки на кухнях

посиделки

Другой пример советской "душевности", о котором любят рассказывать фанаты совка — это чисто совковые посиделки на кухнях. Ах как душевно мы сидели на кухнях! — вскрикивают фанаты СССР, и тут же убегают петь песни про туманы, запахи тайги и искусанные муравьями задницы — воспевая романтику бессмысленных советских шатаний по лесам и болотам.

Выглядели эти посиделки так — на микроскопической советской кухне, часто площадью не более 6 кв. метров собиралось от трёх до восьми и более человек, которые пили водку, закусывали её какой-нибудь килькой в томате и почти одновременно курили, отчего в квартире стоял такой табачный штын, что в воздухе можно было вешать топор. Под расстроенную семиструнную гитару с потемневшими омеднёнными струнами пелись те самые песни про запахи тайги, а также велись осторожные разговоры на политические темы.

Собственно — эти "душевные" посиделки на кухнях показывают ещё две огромные проблемы совка. Во-первых — в отличие от западных стран, в СССР не существовало нормальных кафе, куда можно было придти и нормально пообщаться  с друзьями — в совке существовали либо грязные пивные для советских алкоголиков, либо детские кафе "Мороженое", либо пафосные "рестораны" — в которых нужно было оставить ползарплаты.

А вторая проблема заключается в том, что в совке говорить правду можно было только дома на кухне — куда приглашены исключительно "все свои". Любые политические разговоры в кафе могли закончится доносом — как произошло со знаменитым советским артистом Юрием Беловым.

В стране запрещённой демократии. Эпилог

Что же у нас получается в итоге? То, что совки называют какой-то там особой советской "душевностью", проистекало лишь из недостатков советской системы — отношения с роднёй поддерживать было нужно, надо было их время от времени терпеть у себя дома — сегодня мы им поможем, завтра они нам — так и проживём в этой неприспособленной для жизни стране. С кухонными посиделками примерно та же история — их проводили не из-за какой-то там "душевности", а из-за отсутствия нормальных мест отдыха и боязни говорить правду на улицах.