На ней катались все: история детской железной дороги в Днепре (Фото)
Днепропетровская Детская железная дорога была торжественно открыта 6 июля 1936 года. Первая в Украине и третья в Советском Союзе, малая железная дорога всегда пользовалась большой популярностью. До сих пор это тренировочная база для будущих транспортников и прекрасный парковый аттракцион.
Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал из группы Екатеринославъ - Днепропетровск в Facebook.
Строительство детской железной дороги инициировали в декабре 1935 года комсомольцы паровозоремонтного завода и пионеры подшефной школы №54. При поддержке секретаря обкома Менделя Хатаевича была создана инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Днепропетровские пионеры и школьники взялись за проектирование своей дороги, и скоро эскизный вариант был готов.
2 апреля 1936 года молодежь города приступила к строительству детской дороги по проекту, подготовленному студентами Днепропетровского института инженеров транспорта, на основе детских набросков. Главный путь длиной около 2 км. окружал пруд и площадку аттракционов в парке. Частично он прошёл на месте узкоколейки, построенной предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной выставки 1910 года.
Над прудом по эстакаде проходила улица Гаврилова (затем ул. Новая, позже - ул. Щербицкого, сейчас ул. Елены Блаватской). В насыпи под этой улицей, для пропуска линии ДЖД, было построено два тоннеля - «им. Пушкина» (сейчас «Сичеславский») и «им. Маяковского» (сейчас «Казацкий»). На маршруте было две станции - «Жовтеня» и «Комсомольск», и одна промежуточная платформа «Депо имени Чапаева», где располагалось локомотивно-вагонное депо. На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов. На станции «Комсомольск» в помещении вокзала разместилось управление дороги.
Детскую железную дорогу назвали «Малой Сталинской», по образцу «Большой Сталинской» (бывшей «Екатерининской», нынешней «Приднепровской»). На то время это была первая детская железная дорога в Украине, и третья в Советском Союзе (первую открыли в Москве в 1932-м, а вторую в Тбилиси в 1935 году).
Торжественное открытие «Малой Сталинской» состоялось 6 июля 1936 года при большом скоплении горожан. Право стать первыми пассажирами голубых комфортабельных вагончиков получили более трехсот учеников - отличников учебы. Первым начальником дороги стал Иван Слепов. В 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа». «Малая Сталинская» с самого открытия пользовалась невиданной популярностью. За три года (с 1936 по 1939), было перевезено 373 тысяч 644 пассажиров. Проезд от станции до станции стоил 10 копеек, а по всему кольцу - 25 копеек.
Дорогу, как достопримечательность, посещали многие выдающиеся гости Днепропетровска. Самым важным из них был Григорий Петровский - «всеукраинский староста», в честь которого именовался наш город. В числе других знаменитых гостей - сын героя гражданской войны Александр Чапаев, художник Исаак Бродский и знаменитая киноактриса Любовь Орлова. В книге записей остались впечатления делегаций из Болгарии, Бразилии, Румынии, Франции, США и других стран.
22 июня 1941 года, в день нападения фашистской Германии на СССР, «Малая Сталинская» работала по своему графику. Но уже на следующий день жизнь всей страны резко изменилась, закрылась и детская дорога. За годы оккупации Днепропетровская ДЖД была практически уничтожена.
Паровоз и вагоны вывезены фашистами, в пути отсутствовало более 95% рельсов, во многих местах разрушена насыпь, полностью сожжены оба вокзала, от здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. Уцелели только тоннели, но и они требовали серьёзного ремонта.
25 октября 1943 года Красная армия освободила Днепропетровск, а через год - 29 октября 1944 года, на «Малой Сталинской» было возобновлено пассажирское движение. Полностью функционировать дорога начала с 1947 года, и с тех пор не прекращала работу. Из двух станций восстановили только одну - «Жовтеня», которую назвали «Пионерская» (сейчас «Парковая»). Здание станции в стиле сталинский ампир было открыто в 1949 году.
Расцвет дороги пришелся на 1950-70-е годы. С 1961 года дорога именовалась уже «Малой Приднепровской». Здесь были своё депо, механические мастерские, учебные классы. Дорога была очень популярна. Её использовали для отдыха детей, но в первую очередь как наглядную рекламу профессии железнодорожника.
Школьники с 6 по 10 классы приобретали здесь навыки профессий машиниста, проводника, связиста, диспетчера и других. Детская деловая игра советского времени прошла испытание перестройкой, хотя были разобраны депо, платформа имени Чапаева. В 2011 году детская железная дорога снова открылась после капитального ремонта.
Читайте также Зеленый рай на Орели, или хутор казака Обуха: история поселка Обуховка под Днепром