На ней катались все: история детской железной дороги в Днепре (Фото)

Днепропетровская Детская железная дорога была торжественно открыта 6 июля 1936 года. Первая в Украине и третья в Советском Союзе, малая железная дорога всегда пользовалась большой популярностью. До сих пор это тренировочная база для будущих транспортников и прекрасный парковый аттракцион.

Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал из группы Екатеринославъ - Днепропетровск в Facebook.

107860477_1340144016195972_1091937276794677474_n
Вокзал станции "Жовтеня". Фото 1930-х годов.

Строительство детской железной дороги инициировали в декабре 1935 года комсомольцы паровозоремонтного завода и пионеры подшефной школы №54. При поддержке секретаря обкома Менделя Хатаевича была создана инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Днепропетровские пионеры и школьники взялись за проектирование своей дороги, и скоро эскизный вариант был готов.

107541228_1340143996195974_2875399747546621260_n
Вокзал на станции "Комсомольск" (разрушен во время войны). 1937 год.

2 апреля 1936 года молодежь города приступила к строительству детской дороги по проекту, подготовленному студентами Днепропетровского института инженеров транспорта, на основе детских набросков. Главный путь длиной около 2 км. окружал пруд и площадку аттракционов в парке. Частично он прошёл на месте узкоколейки, построенной предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной выставки 1910 года.

Над прудом по эстакаде проходила улица Гаврилова (затем ул. Новая, позже - ул. Щербицкого, сейчас ул. Елены Блаватской). В насыпи под этой улицей, для пропуска линии ДЖД, было построено два тоннеля - «им. Пушкина» (сейчас «Сичеславский») и «им. Маяковского» (сейчас «Казацкий»). На маршруте было две станции - «Жовтеня» и «Комсомольск», и одна промежуточная платформа «Депо имени Чапаева», где располагалось локомотивно-ва­гонное депо. На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов. На станции «Комсомольск» в помещении вокзала разместилось управление дороги.

Детскую железную дорогу назвали «Малой Сталинской», по образцу «Большой Сталинской» (бывшей «Екатерининской», нынешней «Приднепровской»). На то время это была первая детская железная дорога в Украине, и третья в Советском Союзе (первую открыли в Москве в 1932-м, а вторую в Тбилиси в 1935 году).

Поезд с паровозом в тоннеле имени Пушкина. 1930-е годы.

Торжественное открытие «Малой Сталинской» состоялось 6 июля 1936 года при большом скоплении горожан. Право стать первыми пассажирами голубых комфортабельных вагончиков получили более трехсот учеников - отличников учебы. Первым начальником дороги стал Иван Слепов. В 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа». «Малая Сталинская» с самого открытия пользовалась невиданной популярностью. За три года (с 1936 по 1939), было перевезено 373 тысяч 644 пассажиров. Проезд от станции до станции стоил 10 копеек, а по всему кольцу - 25 копеек.

107693551_1340144296195944_6490119996362725395_n
Поезд отправляется со станции "Жовтеня". 1937 год.

Дорогу, как достопримечательность, посещали многие выдающиеся гости Днепропетровска. Самым важным из них был Григорий Петровский - «всеукраинский староста», в честь которого именовался наш город. В числе других знаменитых гостей - сын героя гражданской войны Александр Чапаев, художник Исаак Бродский и знаменитая киноактриса Любовь Орлова. В книге записей остались впечатления делегаций из Болгарии, Бразилии, Румынии, Франции, США и других стран.


107533090_1340144196195954_609057068811552737_n
Общий вид станции "Жовтеня". Конец 1930-х годов.

22 июня 1941 года, в день нападения фашистской Германии на СССР, «Малая Сталинская» работала по своему графику. Но уже на следующий день жизнь всей страны резко изменилась, закрылась и детская дорога. За годы оккупации Днепропетровская ДЖД была практически уничтожена.

Паровоз и вагоны вывезены фашистами, в пути отсутствовало более 95% рельсов, во многих местах разрушена насыпь, полностью сожжены оба вокзала, от здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. Уцелели только тоннели, но и они требовали серьёзного ремонта.

107854047_1340144119529295_86303673237221163_n
Немецкие солдаты на Детской Железной Дороге. 1941-1943 годы.

25 октября 1943 года Красная армия освободила Днепропетровск, а через год - 29 октября 1944 года, на «Малой Сталинской» было возобновлено пассажирское движение. Полностью функционировать дорога начала с 1947 года, и с тех пор не прекращала работу. Из двух станций восстановили только одну - «Жовтеня», которую назвали «Пионерская» (сейчас «Парковая»). Здание станции в стиле сталинский ампир было открыто в 1949 году.

107911894_1340144229529284_4080863706074388418_n
Общий вид парка им. Чкалова и "Малой Сталинской" детской железной дороги. 1954 год.

Расцвет дороги пришелся на 1950-70-е годы. С 1961 года дорога именовалась уже «Малой Приднепровской». Здесь были своё депо, механические мастерские, учебные классы. Дорога была очень популярна. Её использовали для отдыха детей, но в первую очередь как наглядную рекламу профессии железнодорожника.

109083308_1340144226195951_4675638800491992040_n
Поезд прибывает на станцию "Пионерская". 1955 год.

Школьники с 6 по 10 классы приобретали здесь навыки профессий машиниста, проводника, связиста, диспетчера и других. Детская деловая игра советского времени прошла испытание перестройкой, хотя были разобраны депо, платформа имени Чапаева. В 2011 году детская железная дорога снова открылась после капитального ремонта.

107918080_1340144002862640_1793591087288126964_n
В кабинете дежурного по станции "Пионерская". 1957 год.

Читайте также Зеленый рай на Орели, или хутор казака Обуха: история поселка Обуховка под Днепром