От чего будет зависеть курс гривны?

Гривна тает на глазах. В кассах банков и в обменниках найти иностранную валюту по-прежнему очень сложно, а наличный курс 14 ноября (дата сдачи номер в печать) достиг 15,4/16,3 грн./долл. «Обошла сегодня девять отделений крупных банков, найти не удалось ни долларов, ни евро», – говорит Анастасия Коченко. На черном рынке валюты предостаточно, только там продавцы готовы продавать доллар по 16,15–16,4 грн.

Роковой межбанк

На межбанке – все такой же дефицит валюты. Вернее, валюта имеется, только ее цена покупателей не устраивает.

«В связи с невозможностью купить иностранную валюту по более-менее приемлемому курсу банк теряет клиентов-импортеров», – пожаловались в одном из банков из группы средних.

Банкиры говорят, на межбанке курс продажи доллара уже достигал 17,2 грн. Однако импортеры отказывались покупать по такому курсу валюту. «Сегодня значение на уровне 17 грн. и выше для компаний-импортеров неприемлемо. Многие из них не смогут при таком курсе реализовать свой товар», – отметили в казначействе одного из крупнейших банков.

НБУ, однако, рапортует о средневзвешенном курсе на межбанке на уровне 15,41 грн./долл. (14 ноября). А реальный курс сделок на межбанковском рынке –16,5–16,7 грн.

С 5 ноября Нацбанк начал применять схему голландских аукционов по продаже иностранной валюты, однако вменяемого эффекта (приостановки девальвации) это не дало. «НБУ сегодня не имеет ресурсов, золотовалютные резервы малы, МВФ молчит, впереди – платежи за газ и по внешним займам», – отметили в одном из банков. Действительно, резервы истощены – по данным НБУ, на 1 ноября международные резервы составили 12,58 млрд. долл., что меньше октябрьского показателя на 3,8 млрд. долл.

Глава НБУ Валерия Гонтарева считает, что ситуация с курсом остается контролируемой и равновесный курс найден.


«Близость курсов на различных сегментах валютного рынка свидетельствует о достижении равновесного курса гривны», – отметила Валерия Гонтарева.

Идея равновесного курса – это попытка убрать административные ограничения с межбанка и посмотреть, как будут реагировать продавцы и покупатели на временную свободу. Впрочем, из-за резкого падения гривны Нацбанку все равно пришлось применять значения-маркеры, о которых сообщалось участникам рынка. Благодаря чему, собственно, курсовое ралли было приостановлено.

Экспорт – где?

Ажиотажный спрос на рынке связан с тем, что экспортеры придерживают продажу валютной выручки, а часть компаний и вовсе выводит заработанное за рубеж. Одно из решений валютной проблемы – убедить (надавить?) экспортеров выходить на рынок и продавать валюту.

Потому в Нацбанке подумывают над изменением правил для компаний-экспортеров – поговаривают о необходимости снижения нормы обязательной выручки до 50% (сейчас 75%) при одновременном уменьшении срока продажи с 90 до 60 дней. Также активно обсуждается введение на законодательном уровне новых правил оплаты экспортных операций, когда поставка товара компанией осуществляется только при получении оплаты по контракту.

«Но у нас так никто не работает. Сырьевые рынки упали, и размер выручки снизился. Агрокомпании вряд ли помогут валютному рынку – там четыре ключевых трейдера, и у всех головные офисы находятся за границей, куда и отправляется валюта», – отметили в казначействе банка группы крупнейших.

За девять месяцев 2014 года экспорт товаров составил 41,97 млрд. долл., это на 3,5 млрд. долл. (7,7%) меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Импортеры сжались еще больше – объем импорта упал на 25,4%, до 42,2 млрд. долл.

http://gazeta.dp.ua/