Площадь Фабричной церкви: как в Днепре появилась площадь Островского (Фото)

Наблюдая за постоянным круговоротом людей и машин на площади Островского, трудно представить, что площадь эта возникла сравнительно недавно и более чем случайно.

Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал из сообщения группы Екатеринославъ - Днепропетровск в Facebook.

История Старомостовой площади (до недавнего времени — пл. Островского), берёт своё начало с открытия в Екатеринославе в 1793-94 годах комплекса суконной и шелкоткацкой фабрик. На протяжении нескольких десятилетий фабричные кварталы, в которых находилось около восьмидесяти деревянных зданий, были разбиты по обе стороны «широкой Кременчугской дороги», позже ставшей частью Екатерининского проспекта.

79789996_1179137425629966_43369196775538688_o

Слева от дороги разместили «жилые дома для мастеровых» (территория нынешнего рынка «Озёрка»), а справа - производственный комплекс с фабричными мастерскими. Обширный пустырь между мастерскими и Днепром и стал «предтечей» будущей площади. В 1798 году на этом пустыре была выстроена деревянная Покровская церковь, а несколько позже у берега Днепра возведено несколько корпусов для лаборатории, шерстомойни и красильни фабрик.

От мазанок до праздничных трибун: история площади Горького в Днепре

С закрытием в 1835 году Екатеринославской суконной фабрики район начал приходить в упадок. Он превратился в обиталище бедноты и рабочего люда, жизнь которого поддерживалась лесопилками, мельницами и маслобойками, разбросанными по берегу Днепра. Все попытки властей как-то использовать корпуса бывшей фабрики закончились практически ничем.

Слишком велики они были и слишком много средств требовали на ремонт и дальнейшее поддержание в нормальном состоянии. Из всех корпусов в середине XIX века был частично отремонтирован только ткацкий корпус, в котором разместился Провиантский магазин Военного ведомства.

80727453_1179137585629950_4382796241877073920_o

К 1860 году на месте будущей площади уже был пустырь, который впервые неофициально стали именовать площадью. Уже в 1860-70-х годах и в документах встречаются названия: «Фабричная площадь», «площадь Фабричной церкви», «площадь Покровской церкви».

Клад атамана Сирко и радиоактивные отходы: история забытого острова в Днепре

В 1870 году на площади, на средства торговца лесом купца Новикова, возвели новую каменную Покровскую церковь. Она находилась на пересечении осей улиц Вокзальной (уже существовавшей в то время) и Привокзальной (бывшей тогда ещё только проездом между старыми фабричными корпусами).

80041380_1179137412296634_8135488302888255488_o

Строительство железной дороги, вокзала и железнодорожного моста через Днепр, открытие Озёрного базара, создание у моста пароходной пристани привели к стремительному развитию этой местности. Состоялся новый торговый район города.

На участках по Екатерининскому проспекту, улицах Провиантской (ныне Пастера), Широкой (ныне Княгини Ольги (бывш. Горького)), Петербургской (ныне Князя Ярослава Мудрого (бывш. Ленинградской)), Комендантской (ныне Вокзальной), начали сооружаться одноэтажные торговые ряды, которые в 1890-х годах были вытеснены каменными корпусами с магазинами, конторами, гостиницами, квартирами.

79814437_1179137672296608_3177711320078221312_o

В 1896-97 году через Покровскую площадь проложена линия Бельгийского трамвая «Пристань - Соборная», а в 1906 году открыто движение городского трамвая на линии «Вокзал - Казанская». В 1905-07 годах по проекту архитектора Алексея Бекетова на углу с Екатерининским проспектом было выстроено здание Управления Екатерининской железной дороги, ставшее крупнейшим административным зданием Екатеринослава.

Детей бросали в овраг живыми: в Днепре вспоминают жертв «Бабьего Яра», где расстреляли 11 тысяч мирных жителей

Несмотря на стремительное развитие инфраструктуры, были у Покровской площади и недостатки. Близкое расположение к пролетарским районам города делало её не особо комфортной для бизнеса. Во время революции 1905 года здесь проводились манифестации различных политических сил.


После взрыва бомбы, брошенной в патриотическую манифестацию, начался известный Екатеринославский еврейский погром. В ходе погрома был нанесён серьёзный ущерб привокзальному торговому району, разгромлен Озёрный базар, сожжено несколько зданий — и всё это произошло только здесь. В центр города погромщиков не пустили.

79998820_1179529508924091_8721968453684035584_o

Несмотря на некоторые проблемы, эта местность оставалась весьма привлекательной. В начале 1910-х годов на площади уже существовали домовладения Ароновских, Иванова, Иоффе и Солодухи, Лифшица и других, располагались десятки магазинов, складов и контор, работали гостиницы «Петербург», «Пассаж», «Чикаго», «Славянская».

В 1913 году началась реконструкция выкупленного городом под просветительский центр корпуса Провиантского магазина. В бывшем фабричном корпусе, получившем название «Екатерининский дом», предполагалось разместить: городской кинотеатр, гимнастический зал для учащихся средних учебных заведений и два учебных музея. А за «Екатерининским домом», перед главным фасадом Управления Екатерининской железной дороги, был разбит Покровский сквер.

С началом Первой мировой войны развитие Покровской площади было приостановлено. «Екатерининский дом» был срочно переоборудован в 4-й госпиталь Екатеринославского отделения Союза городов. Осенью 1915 года в Покровском сквере были построены карантинные бараки для беженцев из западных областей.

В Сети показали последний старый кинотеатр правобережного Днепра

После революции район площади, получившей в начале 1930-х годов имя Николая Островского, практически не изменился. Здесь по-прежнему находился главный транспортный узел города, размещались многочисленные склады, магазины и мелкие предприятия. В 1925 году через площадь и мост прошёл третий из городских автобусных маршрутов, который связал город с АНД районом.

80297255_1179137702296605_2187715259496660992_o

В 1930-х годах здесь прошли линии трамвая, связавшие центр с левым берегом. Существовали планы реконструкции площади Островского и фактического её объединения с соседней Привокзальной площадью. Свидетельством их серьёзности является построенный в конце 1930-х годов крупный жилой дом по улице Привокзальной, 3, который зафиксировал ширину планируемого бульвара. Здание «Екатерининского дома» в 1925-26 годах было перестроено в первый в стране электрический хлебозавод (позже Хлебзавод №1).

В бывшем Покровском сквере железная дорога в то же время построила жилой дом (ул. Привокзальная, 4). В середине 1930-х было капитально перестроено здание Управления уже Сталинской железной дороги, которое стало значительно больше и утратило свой первоначальный модерновый облик. Исчезли гостиницы, да и уровень магазинов нельзя было сравнивать с дореволюционным. Покровская церковь хоть и стояла, но действовала уже в качестве склада.

Старейшее место отдыха: как жители Екатеринослава проводили время в Английском клубе

В 1941 году близость станции и моста оказалась для площади роковой. На протяжении августа-сентября как немецкие, так и советские войска интенсивно разрушали огромный транспортный узел города. Бомбёжки и артобстрелы превратили застройку площади в руины. Из многочисленных зданий уцелели единицы. От некоторых сохранились выгоревшие «клетки», восстановленные после войны, остальное - превратилось в груды мусора.

79978740_1179137595629949_6985943338360766464_o

Во время послевоенного восстановления планировка площади была немного изменена. Создан новый комплекс жилых зданий, строительство которого было начато в 1949 году с домов управления МВД железной дороги в квартале между улицами Вокзальной и Ленинградской.

Позднее были построены жилые дома по улице Пастера, 12, площади Островского, 1, и восстановлены дома на улице Привокзальной. Завершить ансамбль не удалось из-за начавшейся борьбы с «архитектурными излишествами».

Именно в послевоенный период площадь получила привычные очертания и транспортную схему с трамвайными и троллейбусными линиями, а также многочисленными автобусными остановками. В конце 1940-х годов на углу площади и улицы Вокзальной (на месте спортзала СШ №1) в течение некоторого времени располагался городской автовокзал.

26 ноября 2015 года площадь Островского была переименована в Старомостовую площадь. Несмотря на изменившийся формат и сильно уменьшенные размеры, современная площадь Старомостовая, как и более столетия назад, является крупнейшим транспортным узлом города.

Читайте также нашу новую рубрику История Днепра