Постой, паровоз: история детской железной дороги Днепра (фото)

Детская железная дорога Днепра радует посетителей парка Глобы вот уже 82 года. "Днепропетровская панорама" решила узнать её историю и рассказать читателям об этом уникальном аттракционе.

Днепропетровскую детскую железную дорогу торжественно открыли 6 июля 1936 года. Первая в Украине и третья в Советском Союзе, малая железная дорога всегда пользовалась большой популярностью. До сих пор это тренировочная база для будущих транспортников и прекрасный парковый аттракцион.

Строительство детской железной дороги инициировали в декабре 1935 года комсомольцы паровозоремонтного завода и пионеры подшефной школы №54.

При поддержке секретаря обкома Менделя Хатаевича была создана инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Днепропетровские пионеры и школьники взялись за проектирование своей дороги, и скоро эскизный вариант был готов.

34103307_781362148740831_5769716193359298560_n_0

2 апреля 1936 года молодежь города приступила к строительству детской дороги по проекту, подготовленному студентами Днепропетровского института инженеров транспорта, на основе детских набросков. Главный путь длиной около 2 км. окружал пруд и площадку аттракционов в парке.

Частично он прошёл на месте узкоколейки, построенной предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной выставки 1910 года.

34135825_781362132074166_4669005835916017664_n

Над прудом по эстакаде проходила улица Гаврилова (затем ул. Новая, позже - ул. Щербицкого, сейчас ул. Елены Блаватской). В насыпи под этой улицей, для пропуска линии ДЖД, было построено два тоннеля - «им. Пушкина» (сейчас «Сичеславский») и «им. Маяковского» (сейчас «Казацкий»).

На маршруте было две станции - «Жовтеня» и «Комсомольск», и одна промежуточная платформа «Депо имени Чапаева», где располагалось локомотивно-ва­гонное депо. На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов.

На станции «Комсомольск» в помещении вокзала разместилось управление дороги.

34092895_781361995407513_6852286679118512128_n_0

Детскую железную дорогу назвали «Малой Сталинской», по образцу «Большой Сталинской» (бывшей «Екатерининской», нынешней «Приднепровской»).

На то время это была первая детская железная дорога в Украине, и третья в Советском Союзе (первую открыли в Москве в 1932-м, а вторую в Тбилиси в 1935 году).

34320685_781361988740847_3278008560310550528_n_0

Торжественное открытие «Малой Сталинской» состоялось 6 июля 1936 года при большом скоплении горожан. Право стать первыми пассажирами голубых комфортабельных вагончиков получили более трехсот учеников - отличников учебы. Первым начальником дороги стал Иван Слепов.

В 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа». «Малая Сталинская» с самого открытия пользовалась невиданной популярностью. За три года (с 1936 по 1939), было перевезено 373 тысяч 644 пассажиров. Проезд от станции до станции стоил 10 копеек, а по всему кольцу - 25 копеек.

34145547_781361998740846_4175082127269822464_n_0


Дорогу, как достопримечательность, посещали многие выдающиеся гости Днепропетровска.

Самым важным из них был Григорий Петровский - «всеукраинский староста», в честь которого именовался наш город. В числе других знаменитых гостей - сын героя гражданской войны Александр Чапаев, художник Исаак Бродский и знаменитая киноактриса Любовь Орлова.

В книге записей остались впечатления делегаций из Болгарии, Бразилии, Румынии, Франции, США и других стран.

34177522_781362215407491_3959035058848792576_n_0

22 июня 1941 года, в день нападения фашистской Германии на СССР, «Малая Сталинская» работала по своему графику. Но уже на следующий день жизнь всей страны резко изменилась, закрылась и детская дорога. За годы оккупации Днепропетровская ДЖД была практически уничтожена.

Паровоз и вагоны вывезены фашистами, в пути отсутствовало более 95% рельсов, во многих местах разрушена насыпь, полностью сожжены оба вокзала, от здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. Уцелели только тоннели, но и они требовали серьёзного ремонта.

34069025_781362058740840_2635526635884904448_n_1

25 октября 1943 года Красная армия освободила Днепропетровск, а через год - 29 октября 1944 года, на «Малой Сталинской» было возобновлено пассажирское движение.

Полностью функционировать дорога начала с 1947 года, и с тех пор не прекращала работу. Из двух станций восстановили только одну - «Жовтеня», которую назвали «Пионерская» (сейчас «Парковая»).

Здание станции в стиле сталинский ампир было открыто в 1949 году.

foto2_0

Расцвет дороги пришелся на 1950-70-е годы. С 1961 года дорога именовалась уже «Малой Приднепровской». Здесь были своё депо, механические мастерские, учебные классы. Дорога была очень популярна.

Её использовали для отдыха детей, но в первую очередь как наглядную рекламу профессии железнодорожника. Школьники с 6 по 10 классы приобретали здесь навыки профессий машиниста, проводника, связиста, диспетчера и других.

Детская деловая игра советского времени прошла испытание перестройкой, хотя были разобраны депо, платформа имени Чапаева. В 2011 году детская железная дорога снова открылась после капитального ремонта.

foto4_0

Материал сообщества
«Екатеринославъ - Днепропетровск»

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал Telegram.