Приватизация-2015: два предприятия Днепропетровска в списке самых дорогих

Forbes представил рейтинг самых дорогих пакетов госпредприятий, которые государство Украина планирует выставить на продажу в этом году. Всего в приватизационном списке на 2015 год, обнародованном в постановлении Кабмина от 12 мая, более 300 объектов из разных сфер – нефтегаз, АПК, транспорт, химическая промышленность. Днепропетровские энергетические предприятия занимают в этом рейтинге 4 и 7 место.

Однако самые дорогие лоты сконцентрированы в энергетике. В рейтинге Forbes, включающем 16 предприятий – 14 облэнерго. Общая стоимость этих компаний составляет 22,3 млрд гривен, предложенных на продажу пакетов – 10,1 млрд гривен.

Самый дорогой объект – 78,3% акций ПАО «Центрэнерго». Forbes оценивает этот пакет в 2,4 млрд гривен, исходя из общей оценки компании в 2,995 млрд гривен.

«Такому предприятию, как «Центрэнерго», боже упаси продавать 25%, там надо продавать контрольный пакет. Это очень интересное предприятие, оно будет продаваться в условиях конкуренции, и на него будет не один покупатель», – уверен Александр Рябченко, экс-глава Фонда госимущества.

На втором месте – госдоля «Харьковоблэнерго»: 65% акций компании стоят 1,257 млрд гривен. Замыкает тройку лидеров рейтинга промышленный гигант «Сумыхимпром» – продав 99,995% акций, госбюджет может рассчитывать на 1,176 млрд гривен.

Forbes не включал в рейтинг предприятия, находящиеся в зоне АТО или имеющие там ключевые активы, – несмотря на их впечатляющие финансовые показатели в прошлом году, эти объекты сейчас не имеют рыночной цены. По этой причине в рейтинге нет ПАО «Донбассэнерго» (выручка в 2014-м – 4,887 млрд гривен, EBITDA: 1,216 млрд гривен) и госпакета шахты им. Засядько (выручка в 2014-м – 1,016 млрд гривен, EBITDA: -214 млн). Чем руководствовался Кабмин, включая их в приватизационный список, непонятно.

Название Выручка,  2014,
млн грн
EBITDA, 2014,
млн грн
Сум-марный долг на 1.01.2015 Оценка ком-пании, млн грн Пакет акций,
%
Стоимость пакета,
млн грн
ПАО «Центрэнерго» 7557,757 н/д -4,89 2995,891 78,29 2345,5
АК «Харьков-
облэнерго»
3947,866 297,409 -79,683 1934,454 65,001 1257,4
ПАО «Сумыхимпром» 1959,807 -45,084 -32,066 1175,884 99,995 1175,8
ПАО «ДТЭК Днепрэнерго» 9764,306 1237,801 -902,252 3861,939 25 965,5
ПАО «ДТЭК Западэнерго» 12190,276 1073,382 1758,638 3117,472 25 779,4
ОАО «Запорожье-облэнерго» 4069,502 185,256 767,033 1227,023 60,248 739,3
ПАО «ДТЭК Днепроблэнерго» 16042,678 820,498 297,289 2262,665 25 565,7
ПАО «Киевэнерго» 13639,338 764,414 606,542 1778,430 25 444,6
ПАО «Хмельницк-облэнерго» 1100,836 108,919 -30865 539,410 70,009 377,6
ПАО «Черкассы-облэнерго» 1465,535 75,877 1,795 716,317 46 329,5
ПАО «Энергоснаб-жающая компания «Одессаоблэнерго» 3481,497 561,764 539,579 1213,125 25 303,3
ПАО «Николаев-облэнерго» 1504,822 110,804 357,104 380,259 70 266,2
ОАО «Тернополь-облэнерго» 786,729 70,678 23,162 362,335 50,999 184,8
ПАО «Одесская ТЭЦ» 266,396 -107,027 27,83 142,663 99,99 142,6
ПАО «Сумыоблэнерго» 1112,754 53,433 -0,252 545,249 25 136,3
ПАО «Шахта «Надежда» 142,074 -31,628 0 119,342 100 119,3

Как мы считали

Стоимость публичных компаний рассчитывается по капитализации с учетом обменного курса. При расчете стоимости непубличных компаний используется информация об их выручке, производстве, прибыли, долгах. При подборе оценочных мультипликаторов (стоимость предприятия к выручке, EBITDA или другому показателю) учитываются отрасль и подотрасль оцениваемой компании. Стоимость отсечения – 100 млн гривен.


Приведенные в рейтинге цифры – это справедливая стоимость пакетов компаний, исходя из их финансовых показателей. Но в текущей конъюнктуре почти наверняка можно утверждать, что таких сумм государство не увидит. «Конечно, война делает инвестора более осторожным, вводятся в оценку коэффициенты риска, нет однозначного ответа, хорошее решение – это продавать или не продавать», – подчеркивает Александр Рябченко.

Владимир Дубровский, старший экономист «Case Украина», уверен, что ответ однозначный – продавать, несмотря на залпы «Градов» и танки под Донецком. «Политика оставления долей в собственности государства в наших условиях изначально неправильная. Если бы у нас был фондовый рынок, на котором можно в будущем выгодно продать и таким образом заработать, имело бы смысл держать эти пакеты», – объясняет Дубровский, добавляя, что без прозрачного корпоративного управления, но при полноводных теневых финансовых потоках госдоля – скорее обуза, чем генератор прибыли.

Влияние фактора войны растет в силу того, насколько предприятие автономно, степени зависимости от государства и доли госзаказов в обороте.

Приблизительное понимание его масштаба дают спреды украинских долговых обязательств. Но есть и компенсаторы: например, имеющее перспективы экспорта в ЕС предприятие в условиях зоны свободной торговли может стоить дороже, чем в довоенные времена.

Эксперты не склонны считать наличие военного конфликта приговором для приватизации – по сравнению с другими страновыми рисками. «Помимо войны, у нас еще есть и другие угрозы – дефолт, вмешательство государства, незавершенная революция, – перечисляет Дубровский. – Дефолт [Украины] для завязанного на госзаказах предприятия – смерть».

По мнению Дубровского, как ни парадоксально это звучит, но наилучшим катализатором стоимости актива является наличие потенциального рейдера, который будет заходить на предприятие и затем наращивать свою долю для дальнейшей перепродажи.

«В этом случае предприятие будет представлять интерес, за него будет борьба. Это лучший вариант для государства с точки зрения наполнения бюджета. Но не факт, что так лучше для самого предприятия», – констатирует он. Интерес к пакетам Дубровский прогнозирует исключительно от нынешнего акционера или рейдера – причем интерес и заинтересованность первого будут расти в зависимости от наличия второго.

Заинтересованность иностранных игроков эксперты единогласно исключают: иностранные инвесторы слишком хорошо осведомлены, как выглядит корпоративное управление по-украински.