Рада дала Яценюку второй шанс на бюджет
У Арсения Яценюка уже есть повод в очередной раз подать в отставку: хотя депутаты рассмотрели только часть законопроектов из бюджетного пакета и только в первом чтении, некоторые из них уже завернули или обрезали. В воскресенье нардепы вернутся в зал, чтобы голосовать в целом за те новации Кабмина, которые прошли первый парламентский круг.
Бюджетный кодекс
Из всех основных предложений правительства у реформированного Бюджетного кодекса вчера была самая легкая жизнь. Хотя его проект нещадно критиковали за то, что обещанная финансовая децентрализация в нем весьма сомнительна (государство забирает из местных бюджетов часть подоходного налога, а отдает часть налога на прибыль, который могут и не собрать; при этом на местные бюджеты сбрасывают финансирование образования, медицины и учреждений культуры), это оказался единственный правительственный документ, за который в первом чтении дружно проголосовали все фракции коалиции.
Скандальный 1577-й
Законопроект №1577 со скромным названием «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов» — самый антисоциальный пакет предложений за всю историю Украины, и депутаты хорошо прочувствовали, чем грозит голосование за него. Социальным геноцидом называли представители и коалиции, и оппозиции предложение правительства отменить бесплатный проезд всем льготникам, срезать надбавки учителям, разрешить местным советам закрывать школы и детсады, сделать платным обучение в 10–11 классах. На этом фоне никто даже не вспомнил о платных учебниках для всех классов, отмене бесплатного питания в школах (для 1–4 классов) и больницах, снижении пенсий для ряда категорий госслужащих и отмене индексации всех пенсий, а также вроде бы вычеркнутой (согласно заявлению Яценюка), но почему-то оставленной в тексте отмене стипендий.
Большинство депутатов даже не представляло того, чтобы голосовать за такое хотя бы в первом чтении (за исключением бурно поддерживавшего все инициативы премьера «Народного фронта»), поэтому выбор состоял только в том, куда отправить текст — Кабмину на доработку или в мусорную корзину. Поначалу большинство склонялось к корзине (а «Оппозиционный блок» еще и предложил отправить туда же написавшее такой проект правительство), но в итоге корпоративная солидарность коалиции победила: все промайдановские фракции проголосовали за то, чтобы дать Кабмину второй шанс.
Налоговый кодекс
Еще в среду профильный парламентский комитет разделил все налоговые новации Кабмина на две части. В первую, которую принять можно, вошли: увеличение налога на зарплаты свыше 13,8 тысячи гривен грязными с 17% до 20% и налог на машины не старше пяти лет с объемом двигателя выше трех литров в размере 25 тысяч за год. Во вторую, не рекомендованную к принятию: налог на недвижимость для небольших квартир, увеличение с 15% до 20% налога на большие депозиты, дивиденды, кассовые аппараты для упрощенцев, бесспорное списание фискальной службой налоговой задолженности до решения суда и ограничение отнесения услуг упрощенцев на валовые расходы компаний. Кроме того, пакет «налоговой амнистии» разделили пополам: одноразовую декларацию всех активов предложили сохранить, а вот 30% налог на покупки сверх задекларированных сумм — нет (впрочем, без этого «кнута» весь пакет не имеет смысла).
В таком виде кодекс и приняли.
Налоговый компромисс
Рада приняла закон о налоговом компромиссе. Он предусматривает добровольное уточнение недоплаченных налоговых обязательств плательщиками налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС) со ставкой 5% (вместо положенных 20%). Этот закон предназначается для тех предпринимателей, которые пользовались услугами конвертационных центров и занижали свои обязательства перед бюджетом. Теперь у них есть возможность покаяться за 5%. Закон был принят без особых проблем, хотя на самом деле вызвал серьезные сомнения у специалистов. «У меня вопрос к авторам закона о налоговом компромиссе — а как быть тем плательщикам, которые все это время платили налоги исправно и честно? По сути, получается, что они зря платили 20%, ведь теперь можно все перекрыть за 5%, — написал, в частности, в «Фейсбуке» экс-министр доходов Александр Клименко. — Такой законопроект однозначно будет выгоден конвертационным центрам, с которыми весь этот год создавало видимость борьбы руководство ГФС. Теперь конверты смогут спокойно обелить свои компании и избежать ответственности. Позиционирующий себя прозрачным бизнес вряд ли воспользуется таким предложением, ведь нужно будет признать, что предприятия нарушали налоговое законодательство. Тогда, как говорится, аста ла виста, Европа, международные биржи, IPO и иже с ними».
Пошлина на импорт
Бурные споры разгорелись вокруг принятия закона о повышении на 2015 год ставок таможенных пошлин на импорт: Кабмин предложил обложить доппошлиной в 10% все зарубежные продукты питания, в 5% — все промышленные товары. Прежнюю пошлину сохранили только для стратегического импорта — нефти и нефтепродуктов, газа и угля. На законопроект нападали сразу с двух сторон: «Оппозиционный блок» говорил о том, что подобный законопроект означает подорожание целого ряда товаров для населения, «Батькивщина» — о том, что подобный закон фактически означает конец зоны свободной торговли с Евросоюзом, поскольку доппошлина вводится в основном на товары из Европы и Китая (в то время как импорт из России дополнительно не облагается), и страны ЕС, естественно, введут ответные пошлины.
Яресько в ответ заявила, что согласовала данную норму с МВФ (но не с ЕС), что этот закон можно не принимать, но тогда пусть депутаты ищут 17,6 млрд гривен вместо того, что по плану должна дать доппошлина. Аргумент сработал: в первом чтении предложение Кабмина прошло.
Единый соцвзнос
Законопроект о снижении единого соцвзноса с фонда зарплат на 16% в 2015 году и еще на 10% — в 2016-м был принят в первом чтении с проблемами, потому что в него одновременно внесли нормы, уменьшающие выплаты по больничным с общим стажем выше 10 лет со 100% до 80%. Кроме того, проект фактически ликвидирует возможность работников ездить в санатории по путевкам соцстраха. Но, несмотря на антисоциальные нормы, закон принят в первом чтении.
Офшорная зона
Несмотря на многочисленные заявления депутатов от коалиции о необходимости закрыть офшорные зоны, позволяющие олигархам уходить от уплаты налогов, парламент вчера так и не проголосовал за отмену налогового соглашения с Кипром. Хотя Кабмин объяснил, что Кипр является одной из основных офшорных зон, депутаты нашли сразу несколько причин, по которым принимать закон сейчас оказалось невозможным. Его отправили в комитеты, и, вернут ли оттуда в зал еще раз, неизвестно.
Закон об СНБО
На днях через парламент со второй попытки все-таки продавили закон об увеличении полномочий СНБО и его секретаря Александра Турчинова. По сравнению с первым голосованием еще больше голосов (почти полсотни) недодал Блок Порошенко, зато в почти полных составах проголосовали Радикальная партия Ляшко и «Самопомощь», в прошлый раз выступавшие в авангарде противников закона. На вопрос: «Почему?» один из изменивших мнение депутатов сказал нам: «Нас убедительно попросили». Закон практически не изменился по сравнению со вторником, когда его провалили: согласно ему, секретарь СНБО получает право контролировать исполнение всеми органами исполнительной власти решения, связанные с обороной, нацбезопасностью и коррупцией. По мнению многих депутатов, Турчинов теперь фактически становится вице-президентом, в ряде случаев становящимся выше премьера.
http://business.vesti-ukr.com/