Реформа приватизации в Украине: зачем она нужна и как работает
В 2018-м году в Украине прошла одна из наиболее успешных, по мнению экспертов, реформ за все время независимости — приватизации государственного и коммунального имущества. Это запустило активный процесс малой приватизации, благодаря которому лишь за 2020-й Украина получила более 2,5 млрд грн.
Но ограничивается ли приватизация только одноразовой покупкой-продажей? Как вообще все это работает? Читайте в нашем материале.
Приватизация в Украине имеет довольно сложную историю. В 1990-х, когда Украина столкнулась с необходимостью перейти на рыночную экономику, это слово впервые прозвучало в связи с системой ваучеров. Непрозрачная система, приведшая к обогащению избранных, тогда очень подпортила репутацию любого дальнейшего воплощения процесса.
Система, пришедшая на замену ваучерам, так же была не очень понятной и прозрачной. Так, информация об объектах, выставленных на продажу, публиковалась в печатном издании с тиражом в несколько сот экземпляров. Сама продажа объектов происходила на десятках площадок, и объем информации на них также отличался. Все это создавало неравные условия для участников аукциона. Да и темпы тогдашней приватизации были не особо высоки.
Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», принятый в 2018 году, изменил всю систему в корне. Так, одна из наиболее непрозрачных сфер наконец-то вышла из тени.
Что в нынешней приватизации принципиально нового?
Прежде всего, Закон 2018-го года разделил приватизацию на малую и большую. Малая приватизация — это продажа активов стоимостью до 250 млн грн, большая — активов свыше 250 млн грн.
Закон также предусматривает, что все продажи гос- и коммунального имущества происходят исключительно с помощью площадки Прозорро.Продажи. Это единая база данных, к которой теперь подключены все остальные торговые площадки. Если на любой из этих площадок, или же в самой Прозорро.Продажи, меняется информация об объекте, то изменения будут видны на них всех.
Главный принцип Прозорро.Продажи — «все видят все». То есть, все видят, кто и что выставляет на продажу, условия приватизации, дату проведения аукциона. А после аукциона — участников аукциона, ставки, победителя. И, конечно же, все желающие могут принять участие в самом аукционе.
Важное новшество — это также доступность всей информации об объектах приватизации на 2-х ресурсах, созданных Фондом госимущества:
- privatization.gov.ua — площадка, содержащая данные об объектах приватизации. На данном ресурсе также собрана необходимая информация о процессе приобретения госимущества, законодательстве, новостях сферы и многое другое.
- vdr.spfu.gov.ua — виртуальные комнаты данных, где Фонд госимущества впервые собрал воедино документацию об объектах приватизации. Это особенно важно для инвесторов, принимающих решение о приобретении объекта.
Таким образом, весь процесс, все возможные данные, контакты и условия — больше не прерогатива избранных. Приватизация стала во всех смыслах доступной для всех.
Как это работает?
Прежде всего, Кабмин принимает решение о приватизации и последующей передачей объекта в управление Фонду госимущества Украины. Далее, для того, чтобы объект выставили на продажу, его вносят в перечень объектов на приватизацию. Отвечает за весь процесс ФГИУ.
Далее объект к приватизации начинают готовить: приводят в порядок документацию, согласуют выплату долгов с кредиторами и тд. Эта подготовка необходима, чтобы потенциальные инвесторы захотели купить объект, в аукционе приняло участие больше потенциальных покупателей, а сумма продажи повысилась.
На этом этапе процедура большой приватизации отличается от малой, и это важный плюс новой системы. Большие предприятия — это, как правило, функционирующие заводы, имеющие большое значение для государства и конкретного региона. Соответственно, чем в лучшем они состоянии, тем более привлекательны для инвесторов.
Так что на этапе подготовки таких больших объектов привлекают инвестиционных советников. Это компании, которые отвечают за проведение аудита и поиск наиболее привлекательных инвестиционных и прочих возможностей для предприятия. Благодаря этому государство, а также города и их жители, смогут получить максимальную прибыль от продажи.
Малая приватизация запустилась сразу же с принятием закона.
Большую приватизацию откладывали в связи с пандемией Covid-19, и в 2021-м она наконец-то снова запущена. Уже сейчас к продаже готовят Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК), завод Большевик, Президент-отель, Центрэнерго, Одесский припортовой завод и другие объекты.
Зачем нужна приватизация
С 2018-го приватизация принесла Украине более 5 млрд грн. И это только объекты малой приватизации. Планка на 2021-й, с учетом большой приватизации, — 12 млрд.
Для сравнения, 1 млрд грн — это примерно 10 тыс мест в школах, или почти 8 тыс мест в детских садах.
И это только то, что поступает в бюджеты разных уровней непосредственно от продажи. Но покупка госпредприятия — это скорее долгосрочная инвестиция.
В Украине ныне более 3 тыс госпредприятий, чуть более 1 тыс не работают, или их долги больше их стоимости. Многие из тех, которые продаются, имеют за собой долги во много миллионов гривен, погашение которых также часто является условием приватизации. Что уже говорить об инфраструктуре, когда в городах хранятся давно не работающие огромные заброшенные помещения.
Даже если предприятия все же не в таком плачевном состоянии, многие из них требуют инноваций, инвестиций, новых партнерских связей. Кратко — качественных бизнес-подходов, которые помогут остаться на плаву в современном мире. Функция демократического государства — это создание условий и правил для бизнеса, а не управление такими объектами. Посему покупатель, вложившийся в покупку, заинтересованный в развитии бизнеса и получении прибыли — это их реальный шанс на вторую жизнь.
...но как же обычные люди?
Вопреки распространенному мифу, Закон запрещает продажу стратегических объектов. То есть, в частные руки могут не могут попасть жизненно важные для государства целевые активы.
А еще Закон запрещает увольнять сотрудников в течении 6 месяцев после покупки предприятия. Более того, если у предприятия есть задолженности по зарплатам, их выплата также часто является условием приватизации. Как и социальные гарантии для всех сотрудников.
Также, если это целевой актив, в течении тех же 6 месяцев новый собственник не может менять профиль предприятия.
Еще для объектов большой приватизации вырабатываются специальные условия. Например, у ОГХК — это инвестировать в модернизацию 400 млн грн. Для завода «Большевик» это сохранение производства на площадке в Киеве или переведение в другое место и продолжение работы.
А в это же время деньги, которые город и государство получают от приватизации, работают на открытие школ, садиков, ремонты дорог, больниц, развитие инфраструктуры и все то, что необходимо людям.