"С маяком я буду до конца своих дней": легенде любимого курорта днепрян исполнилось 75
"Эти 99 чугунных ступенек вверх к фонарю – они и есть моя жизнь. Другой не хотел и не хочу…". Эти слова сказал Яков Ефимович Федирко - смотритель одного из старейших маяков Украины - Нижнего Бердянского. Недавно ему исполнилось 75 лет. Это человек-легенда, всю жизнь влюблённый в своё дело.
Об этом корреспондент "Днепровской панорамы" узнал на сайте Бердянск 24.
22 апреля исполнится 181 год с момента начала строительства Нижнего Бердянского маяка. Удивительно, но более трети всей истории объекта, ставшего символом нашего города, связано с судьбой его нынешнего смотрителя Якова Федирко.
Два дня рождения и любовь с самого детства
Яков Ефимович рассказывает, что родился 6 апреля 1944 года. Но случился пожар и все документы сгорели, их пришлось восстанавливать. В паспортном столе, по ошибке, написали, что Яков Федирко родился 16 апреля.
Всю жизнь с семьёй он отмечал праздник 6, а поздравления от других людей приходили 16.
"Отец служил на кораблях гидрографической службы. Его перевели в Бердянск в 1945-м году. Так я впервые оказался здесь в возрасте полутора лет. Конечно, этого периода я не помню. Есть более поздние воспоминания. Все было интересно. Вроде территория небольшая, но постоянно открывает в себя что-то новое. В школу не хотелось идти. Все внимание привлекали эти несколько соток с красно-белой башней". - Рассказал Яков Федирко.
Всю жизнь он прожил на маяке. Там работала вся семья. Теперь все умерли, Яков Ефимович остался один с дочкой, которая тоже работает с папой.
"С маяком я буду до конца своих дней. Я счастлив, что моя жизнь сложилась именно так. Я никогда не думал, не мечтал о какой-то другой профессии. Да и для меня смотритель маяка – это гораздо больше, чем работа. Судьба моя. И хорошо, что все сложилось именно так", - говорит Яков Ефимович.
Город в городе
Нижний бердянский маяк – это как отдельный город. Раньше здесь работали 12 человек. Все семьи жили исключительно на территории маяка. Свадьбы, дни рождения, праздники. Все вместе. Как одна семья.
У Якова Ефимовича тогда было аж 25 друзей среди детей. Шкодничали, конечно. То что-то подкрутят, то затопчут. Родители ругали, наказывали... Сейчас штат – четыре человека. Все тихо, спокойно, размерено.
"Любимое место, конечно, фонарное отделение. Стоишь здесь, осматриваешь все вокруг. Коса очень изменилась. Раньше были же только рыбацкие домики. Сейчас все застроено базами, отелями… Я вижу, как просела коса, тяжело ей. Песок не выдерживает, вода все больше выходит на поверхность. Много заболоченных мест". - С печалью в глазах рассказал Яков Ефимович.
Саму территорию маяка не топило ни разу. Строили его на специальном месте, на некоторой возвышенности. Основатели города все хорошо продумали.
Ни одного происшествия за всё время
"Никогда такого не было, чтоб я проспал, забыл или не смог включить фонарь. Форс-мажоров тоже каких-то особых не было. Все же проверяется постоянно, обследуется заранее. От отключений света спасают генераторы, выходят из строя основные лампы – подключаются запасные." - Поделился Яков Федирко.
А сейчас всё работает на автомате. Солнце садится – и примерно через 10 минут загораются огни. Якову Ефимовичу уже нет необходимости каждый день подниматься наверх. Так, периодически, чтоб навести порядок, протереть стекла, окна.
МАЯКИ – ВЕЧНЫЕ. ОНИ БУДУТ СВЕТИТЬ ВСЕГДАЯков Ефимович понимает, что прогресс наступает. Все перешли на автоматику. А электричеством сам маяк, к примеру, с прошлого года полностью обеспечивается солнечными панелями. И суда пользуются высокоточным навигационным оборудованием. Но я верю, что маяки не исчезнут.
Нижне-бердянский уже пережил несколько стран. И немцы его взрывали, а он живой, работает.
Кстати, по словам старожилов, которые еще старше Якова Ефимовича, немецкий смотритель, служивший здесь во времена оккупации, отказался взрывать маяк. При отступлении он запретил закладывать взрывчатку своим подчиненным. Но из города это заметили и прислали другую бригаду, которая подорвала фонарное и техническое отделения. Верхнюю часть маяка потом реконструировали только в 1957 году.
Напомним, ранее мы писали: Побережье Азовского моря стало огромным заповедником Не пустят к морю: кто поедет на Азовское море, порыбачить не сможет Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.«Маяки – святыня морей, они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав». Это мои любимые слова. Раньше они украшали вход на территорию. Скоро мы сделаем небольшой ремонт, и я обязательно восстановлю эту надпись.
Буду трудиться – пока хватит сил. А их пока достаточно. Эти 99 чугунных ступенек вверх к фонарю – они и есть моя жизнь. Другой не хотел и не хочу…" - поделился Яков Ефимович.