Стоит ли ждать возвращения Юлии Тимошенко?

Возможно ли возвращение Юлии Тимошенко, пишет выпускающий редактор Slon Magazine Петр Бологов

После того как Юлия Тимошенко, получившая свободу благодаря победе Евромайдана и бегству с Украины Виктора Януковича, в мае прошлого года с треском проиграла президентские выборы Петру Порошенко (12,8% голосов против 54,7%), а ее «Батькивщина» осенью только чудом проползла в Верховную раду (5,6% при проходном бале 5%), многие поспешили списать бывшего премьер-министра со счетов. Дескать, тюрьма надломила Юлию Владимировну, а Евромайдан хоть и вытащил ее из-за решетки, но решительно отверг, породив новых лидеров украинского политикума.

Однако вся история жизни Тимошенко, особенно после того как она проникла в высшие эшелоны власти, а этот период насчитывает уже 20 лет, говорит о поспешности подобных утверждений.

Тимошенко не отказывалась от продолжения борьбы за власть ни тогда, когда ее сажали за решетку при Леониде Кучме, хотя в то время она еще не вышла на свой пик популярности, ни тогда, когда опекаемый ею Виктор Ющенко проиграл президентские выборы Виктору Януковичу в конце 2004 года, ни тогда, когда Ющенко (все же ставший президентом благодаря «оранжевой революции») снял свою верную соратницу с поста премьера в сентябре 2005-го, ни на следующий год, когда тот же Ющенко отдал премьерство Виктору Януковичу (Тимошенко удалось добиться проведения досрочных парламентских выборов и вернуть себе контроль над правительством), ни в 2010-м – после проигрыша Януковичу президентских выборов, ни в 2011 году, попав на семь лет в тюрьму, да еще с багажом в виде целого вороха уголовных дел, в том числе об убийстве.

В этой связи не совсем понятно, почему на Тимошенко и ее политических амбициях ставят крест сейчас, когда она имеет хоть и небольшой, но все же гарантированный запас прочности в виде собственной парламентской фракции.

Многие апеллируют к тому самому эпизоду, когда Леди Ю после освобождения появилась в кресле-каталке перед революционным Майданом и тот встретил ее, мягко говоря, сдержанно. Это четко обозначило, что Тимошенко не простили ее былых связей с Кремлем, мутных деталей газовых договоренностей с Россией и одну из ведущих ролей в развале «оранжевой коалиции», от которой ждали того, чего сегодня все ждут от Порошенко, – реформ, преследования коррупционеров и евроинтеграции. В 2005 году именно конфликт Тимошенко и нынешнего президента Украины привел к тому, что вся команда Ющенко четко поделилась на два лагеря, вражда которых в конечном счете и сделала возможной реванш Януковича за «оранжевую революцию» в 2010 году.

Казалось, что результаты последовавших после Евромайдана выборов только подтверждают правоту тех, кто списал Тимошенко со счетов, но вся современная история Украины доказывает, что ее обществом манипулировать не очень сложно, особенно когда дело касается симпатий в отношении того или иного политика. Кто бы, например, мог подумать, что лидер радикалов Олег Ляшко, вечный клоун украинской политики, с треском изгнанный из «Батькивщины» в 2010 году после «гомосексуального скандала», спустя четыре года обойдет свою «альма-матер» на парламентских выборах (результат Радикальной партии – 7,4%)? И что обе партии на равных войдут в одну правящую коалицию.


Да и олигарха Порошенко еще до весны прошлого года, учитывая его былые «заслуги» (конфликт с Тимошенко, лояльность к Кучме и участие в создании Партии регионов), сложно было представить на посту президента.

Но действительно, несколько месяцев, прошедшие после выборов в Верховную раду, о Тимошенко почти ничего не было слышно. В конце марта, правда, стало известно, что в «Батькивщине», глядя на мучения правительства Арсения Яценюка, пытающегося удержать Украину от экономического коллапса (следствием которого неминуемо станет новый социальный взрыв), начали работу над собственным антикризисным планом. Вероятно, таким образом Тимошенко начинает готовиться к выборам в местные органы власти, которые пройдут на Украине в октябре.

А с началом шахтерских протестов во второй половине апреля Тимошенко, похоже, почувствовала себя в родной стихии, оседлав волну критики в адрес правительства Яценюка. На премьера у Юлии Владимировны с прошлого года должен был вырасти огромный зуб, ведь это именно Яценюк сбил рейтинги «Батькивщины» перед выборами, покинув эту партию и уведя за собой одного из самых верных соратников Тимошенко – Александра Турчинова. Ныне Леди Ю клеймит правительство за беспрецедентный уровень инфляции в стране (около 120%), за намерение установить налогообложение на банковские депозиты граждан, за тарифную политику, за планы отменить налоговую ставку на пенсионные выплаты (с точки зрения Тимошенко, это «аморально, низко и позорно») и за прочие инициативы, называя их «шоком без терапии» для Украины.

Двадцать седьмого апреля Тимошенко потребовала от кабинета министров вдвое снизить тарифы на услуги ЖКХ для населения, причем сделала это в ультимативной форме, дав Яценюку две недели, после чего «Батькивщина», по ее словам, будет выдвигать свои претензии публично в Верховной раде, дабы «правительство не могло уклониться от своих необоснованных и нечестных в отношении людей действий».

Бурная риторика Тимошенко вновь заставила ее оппонентов вспомнить о связях бывшего премьера с Кремлем. Так, депутат фракции Народный фронт (лидер – Арсений Яценюк), советник главы МВД Антон Геращенко намекнул, что Тимошенко, критикуя правительство, действует по указке Путина. «Никто сегодня не делает больше зла для Украины, чем Оппозиционный блок и Тимошенко», – уверен Геращенко.

Конечно, былые контакты с Путиным Тимошенко припомнят еще не раз. Тем не менее будущие политические взлеты Юлии Владимировны сейчас зависят исключительно от ее оппонентов в правительстве. Любой провал Яценюка и Ко добавит вистов лидеру «Батькивщины», и, если позволить Тимошенко вырваться на оперативный простор, остановить ее будет крайне трудно. Не сажать же опять в тюрьму, право слово.