Транспортная милиция: «сократить нельзя оставить»?

Кто будет обеспечивать безопасность железной дороги в случае «реформы» транспортной милиции?

Когда СМИ объявили, что «транспортная милиция ликвидирована», суточные сводки преступлений на железной дороге выросли с пяти листов до семнадцати. Сейчас, после того, как преступному элементу наглядно показали, что милиция есть и работает – снова упали. Надолго ли?

Обезглавленное УМВД

На протяжении уже почти полугода, с октября 2014 года управление МВД на Приднепровской дороге не имеет начальника. Тогдашний начальник был уволен по требованию «люстраторов», его преемник, не пожелав работать в таких условиях, вскоре ушел на пенсию. С тех пор МВД то ли не может найти желающих, то ли достойных занять высокую должность. Все руководство управления работает с приставкой «врио». Обязанности начальника исполняет начальник следственного отдела, полковник милиции Руслан Юрьевич Боровенский.

Более того, саму службу в ходе проводящейся реформы МВД решено ликвидировать. Сейчас набора новых сотрудников в транспортную милицию нет. О подробностях грядущей реформы и об их будущем сотрудникам управления никто не сообщал.

В таком «подвешенном» состоянии транспортные милиционеры обеспечивают безопасность 224 железнодорожных станций, 750 мостов и около двух тысяч километров колеи – а их тоже приходится постоянно охранять от любителей плохо лежащего металлолома. Поскольку Днепропетровская и Запорожская область, по территории которых проходит Приднепровская магистраль, являются сегодня прифронтовыми, в ее охране помогают также приданные силы правоохранителей из Одессы.

- Мы каждый день приходим на работу, не зная, что сегодня будет, - признаются сотрудники.

О задачах, достижениях и тревогах своего подразделения полковник милиции Руслан Боровенский рассказал корреспонденту «Днепропетровской панорамы».

- Руслан Юрьевич, зачем была создана отдельная транспортная милиция, и смогут ли ее функции выполнять местные органы?

shef

- Транспортные преступления совершаются и раскрываются в динамике. Наша железная дорога проходит по территории двух областей. Преступление совершено в районе А, обнаружено в районе Б – какой райотдел будет им заниматься? В Днепропетровске железнодорожные пути проходят через все восемь районов города. Они же будут просто футболить транспортные преступления друг на друга и не будут ими заниматься.
Только один пример – в прошлом году на вокзале Днепродзержинска произошло убийство, незадолго до отхода поезда в Россию, на который сели двадцать человек. Мы на следующей станции посадили в поезд своих сотрудников, которые опросили всех свидетелей, и по приметам нашли и задержали убийцу – его нашли в самом Днепродзержинске, он был среди провожающих, а не пассажиров.

На каждого нашего опера приходится в среднем 400 километров пути. По ним за год проезжает сто пятнадцать миллионов пассажиров, плюс грузопоток. Вы представляете, какая это нагрузка?
Поэтому, еще в 1919 году была создана транспортная милиция, и до сих пор, за почти сто лет, ни у кого не возникало сомнений в необходимости ее работы.
Это не только структура, это многолетние наработки, опыт наших сотрудников и ветеранов, знания оперативной обстановки, базы данных. Оперов для транспорта в Украине готовит только один милицейский вуз – Одесский. Такие специалисты – это штучный товар на вес золота, если мы их потеряем, потом будет трудно.

Люди гибнут за металл

- Почти каждый день в сводках проходят попытки воров металлолома открутить что-нибудь с железной дороги…

- Мы публикуем не все случаи, потому что их достаточно много одинаковых, но каждый день пытаются воровать детали колеи, стрелочных механизмов, светофоров, тормозных механизмов вагонов. Это не просто кража, а может привести к аварийной ситуации и гибели людей, если ее вовремя не заметят. Поэтому я прошу всех граждан, пассажиров, местных жителей, которые становятся свидетелями таких фактов, или знают о лицах, осуществляющих такую деятельность, не оставаться равнодушными,
Есть люди, для которых это профессия, они ничем другим не зарабатывают себе на жизнь. Например, за одним ранее судимым гражданином тянулся след из тридцати таких эпизодов. В конце концов, он был взят на горячем. Но это не самое плохое, что может случиться с ворами металлолома, потому что они лезут к проводке под напряжением, к трансформаторным будкам. А там есть не только металл, но и напряжение в 1000 v. От одного такого остались только ботинки, и это не единичный случай. Обычно туда лезут бывшие электрики или сотрудники железной дороги, которые считают, что разбираются, но получается по всякому.

- Если есть такое явление, значит, где-то совсем недалеко работают пункты приёма металлолома.

- Почти все такие пункты работают незаконно, потому что в законе требования к ним очень серьезные. Например, должны быть не менее 400 квадратных метров территории, причем заасфальтированной. Проблема в том, что эти пункты располагаются уже за нашей зоной ответственности. Мы сталкиваемся со сложностями при получении санкции на обыск на «чужой» территории. Передаем возбужденные дела по территориальности, а там они почему-то не доходят до цели.

Очень часто прокуратура почему-то «не видит» во вскрытых нами случаях состава преступления, хотя, например, железнодорожные детали однозначно запрещено принимать в металлолом, это явное нарушение.
Осенью прошлого года был показательный случай, когда мы взяли ордер, провели обыск – владелец незаконного бизнеса объявил себя «люстратором» и устроил под милицией пикет с требованиями уволить расследовавших его деятельность сотрудников. К чести СМИ, они тогда довольно быстро разобрались в природе этого «общественного активиста».

vokzal

Воруем по-крупному

- В случае недостачи железная дорога компенсирует ее владельцу груза. Есть недобросовестные грузоотправители, которые пытаются на этом зарабатывать: например, отправляет пустые вагоны, или наливает в вагон воды, которая за время пути выливается. Для этого мы используем тенз-весы, позволяющие оценить вес вагонов, промтелевидение – камеры, которые показывают содержимое грузовых вагонов. Таким образом, мы знаем, сколько чего в нашу зону ответственности ввезено, сколько вывезено, и если произошло хищение – можем установить, на каком именно отрезке оно произошло и где искать.
Есть номенклатурные грузы, которые идут под специальной охраной – впрочем, даже их умудряются воровать…

Оружие и наркотики


- Руслан Юрьевич, сегодня город буквально страдает от оружия и боеприпасов, нелегально провозимых из зоны АТО. Решается ли эта проблема на железнодорожном транспорте?

- Могу сказать, что сейчас эта проблема уменьшилась – мы провели работу с руководством батальонов, теперь они всех бойцов проверяют еще на выезде. Тем не менее. У нас продолжают работать оперативные заслоны и фильтрационные группы.

- А для провоза наркотиков поезда часто используют?

- У нас нет возможности, как в аэропортах, проверять багаж всех пассажиров, и преступники об этом знают. Попытки провозить наркотики были и в детской игрушке-собаке, и в боксерских перчатках. Иногда наркоторговцы используют для своих целей пенсионеров, подростков и других людей, которые не должны привлекать внимания милиции. У одной такой бабушки – судя по виду, в трауре, в черном платке, с ритуальном венком, явно человек едет на похороны - нашли 10 кг сухой маковой соломы!

- Кто и как имеет право проводить досмотр пассажиров и личных вещей?

- Обычно мы предлагаем гражданам самим показать, что они везут, и с этим проблем не возникает. Если есть подозрения, проводится личный досмотр в присутствии понятых. Хотелось бы обратиться к сознательности наших граждан, чтобы они не препятствовали осмотру личных вещей, который проводится в целях безопасности. Честным людям бояться нечего. Наоборот, в мировой практике жители помогают правоохранительным органам, проявляют бдительность, изобличают преступников. Попробуйте, например, в Израиле пройтись с подозрительным багажом.

vokzal2

Чего не нужно делать на транспорте

Основной вид преступлений, жертвами которого рискуют стать пассажиры поездов – это кражи. Чтобы этого избежать, достаточно выполнять простые правила:

- Не оставлять вещи без присмотра и под присмотр незнакомых людей. Многие кражи в поездах совершаются путем свободного доступа.

- Не пользоваться услугами незнакомых людей, например, поднести багаж.

- Не оставлять вещи в проходах и других легкодоступных местах. 

- Не оставлять двери купе открытыми на ночь.

- Ценные вещи, мобильные телефоны и деньги лучше всегда держать при себе. Кроме того, старая истина - не хранить все деньги в одном кармане - важна и в поездах.

- Осторожнее относитесь к завязыванию знакомств. Преступники часто кажутся милыми и предупредительными людьми. 

- В особенности, с незнакомыми попутчиками не стоит выпивать и играть в азартные игры.

- Не покупать у незнакомцев ценные вещи, которые могут оказаться краденными.

- Не поддаваться на провокацию, когда вас обвиняют в краже и требуют компенсацию. Соглашайтесь решать этот вопрос только в присутствии милиции.

- Не менять деньги – особенно у людей цыганской национальности.
С последними, «пасущимися» на привокзальной площади, милиция рекомендует даже не разговаривать. Причина успешности их мошеннических действий – готовность людей стать жертвой. Ведь никто не тянет к ним за руку.

В остальном, в поезде вы можете чувствовать себя вполне безопасно – благодаря постоянной профилактической работе, тяжкие преступления, такие как убийство, разбой или изнасилование, здесь – очень большая редкость.

Приятной дороги!

Беседовал Григорий Глоба