Три «К» Яники Мерило

Она похожа на модель или звезду шоу-бизнеса. Уж никак не на чиновницу. Яркая, красивая, стильно одетая, с неизменной американской улыбкой. Год назад неожиданно для многих Яника Мерило стала исполнять обязанности заместителя городского головы Днепра. За это время наш город сумел занять одно из лидирующих мест в Украине по электронному управлению (см. инфографику). В интервью «Нашому місту» Яника довольно откровенно рассказала о секретах успеха и личной жизни.

Ваш отец родом из Украины. Сейчас у вас есть родственники здесь?

Папа родом из Каменца-Подольского. Там жили бабушка и дедушка по папиной линии. Они умерли. В Киеве и в Чабанах живут много родственников по папиной линии.

Так это благодаря маме вы стали полиглотом и разговариваете на шести языках?

С детства я разговаривала на трех языках. С папой – исключительно на украинском, с мамой – на эстонском. А между собой они общались по-русски. В школе изучала английский. В пятом-шестом классах я жила с мамой в Финляндии, где она преподавала. Потом сама пять лет работала в этой стране. Отсюда и знание финского языка. Французский был вторым иностранным, который я изучала в школе.

Несмотря на такую склонность к языкам, вы выбрали не филологию, а программирование. Почему?

В программировании я с шестнадцати лет. Интернет тогда только начал широко распространяться. Банкам и большим предприятиям нужно было объяснять, что такое веб-сайты и чем они могут быть полезны. Так получилось, что все мои друзья-мальчики работали в сфере IT. Вместо того чтобы развлекаться в ночных клубах, мы ходили в компьютерные классы. По полночи просиживали за черными терминалами. Так и происходило становление IT-поколения (смеется).

Свои первые деньги вы тоже заработали программированием?

Первые деньги я заработала в девять лет. Недавно мы с отцом это вспоминали и очень смеялись. Он нарисовал и издал настольную игру типа «Вокруг света». Сложил игры в подвале возле мастерской и уехал в командировку. А я решила заняться бизнесом: отнесла игры в школьную библиотеку. Библиотекарь, который по школьному радио объявлял о продаже игр, получал половину прибыли. Мальчики, которые их разносили, могли бесплатно играть на моем Nintendo. В шутку можно сказать, что уже в те годы я поняла важность создания логистики, маркетинга и концепции мотивации. Отцу я призналась через несколько лет. Он очень гордился мной. Спросил: «В университете ты тоже их продавала?» Нет, тогда я уже была в IT.

А на что потратили свои первые деньги?

На книги! Все карманные деньги я всегда тратила на книги. С раннего детства считала, что рай – это жить в книжном магазине. Если родители не находили меня дома, то в первую очередь шли искать в библиотеку или книжный магазин. Сейчас у меня огромное собрание книг. Думаю подарить их какой-нибудь библиотеке.

В Днепре проходит фотовыставка вашего мужа Джека Дэвента «Звезды Украины». Он профессиональный фотограф?

Мой муж Яак Эннусте успешный IT-предприниматель. К примеру, у него есть собственное медиа-агентство, которое занимается социальными медиа. Вместе мы уже десять лет. Фотография – его хобби. Также он очень любит балет. Вот и получилось, что благодаря своему хобби он стал одним из топовых театральных фотографов. Джек Дэвент – его творческий псевдоним.

В одном из интервью вы говорили, что муж намного старше вас. На сколько?

На 15 лет.

Если супруг занимается IT, то ему, в принципе, все равно, где жить. Почему он вместе с вами не переедет в Украину?

Иногда приезжает. Этим летом был здесь два или три раза. Яак тоже постоянно путешествует. Но мне кажется эгоистичным требовать, чтобы он каждый день жил там, где я хочу. Мы очень много работаем в течение недели, а выходные проводим семьей.

Вашему сыну Микаэлю четыре с половиной года. Кто им занимается пока вы в Днепре? Няня?

Нет, он ходит в садик. Пока я в Днепре, им занимается муж. Когда я в Эстонии, а это все выходные, много занимаюсь с Микаэлем. Он часто путешествует со мной в Днепр. У него здесь есть детский сад и много друзей.

Муж долго не мог смириться с вашей жизнью на две страны?

Супруг понимал, что будет непросто, ведь с 2007 года я работаю в фонде, который инвестирует средства на разные рынки. У нас сразу было нормой то, что люди путешествуют.

Вы написали в ФБ, что ежегодно с семьей отдыхаете в Харькове. Это шутка?

Нет, это правда. Несколько лет назад я полюбила Харьков. Там живут мои друзья, очень активный IT-кластер. В этом городе у меня было несколько волонтерских программ по обучению компьютерной грамоте и благотворительные проекты. Там есть парк им. Горького, в котором невероятно много различных развлечений. Микаэлю очень нравится экопарк Фельдмана, где он может поиграть с различными животными: покататься на лошадке, погладитьть козленка и прочее. Там есть все для семейного отдыха.

Ни для кого не секрет, что вы любите готовить. Назовите свое фирменное блюдо.

Я не просто люблю готовить, я это обожаю. Когда готовлю, отдыхаю. То, что я выставляю в Фейсбуке, одна сотая. Дома готовлю всегда сама, начиная с рыбы и заканчивая борщом — классикой жанра. Сейчас знакомлю мужа с украинской кухней. У меня свои три «К» – кино, книги и кухня. Фирменных блюд у меня много. А коронное, наверное, ризотто. Я даже готовила его в Pizza Veterano, чтобы проверить на гостях пиццерии, вкусно это или нет. Отзывы были хорошие.

Яника, вы всегда стильно одеты и отлично выглядите. Каким брендам отдаете предпочтение? Какой косметикой пользуетесь?

У меня косметика двух минут. На все это не хватает времени и не мое. Хотя, может, это и неправильно. Что касается одежды, стараюсь покупать ее у украинских дизайнеров. Они мне очень нравятся. Вообще я не любитель брендов и не испытываю никакого удовольствия от шопинга. Магазинам предпочитаю кухню.

Как поддерживаете спортивную форму?

Успеваю заниматься пару раз в неделю. Это велосипед, пробежка, сквош, ролики.

Есть ли у вас любимые места в Днепре?

Мне очень нравится французская карусель между ЦУМом и «Пассажем». Когда Микаэль в Днепре, мы каждый вечер ходим туда кататься. Естественно, набережная. Я не хожу в рестораны, поэтому не могу сказать, что мой любимый ресторан такой-то. Все время работаю, а готовлю дома.


Тяжело проводить так много времени в поездах и самолетах?

Я не вижу в этом никакой проблемы. Поверьте, есть много вещей, которые намного сложнее, чем сидеть в поезде.

Яника, вас называют одним из последних варягов в Украине. Как думаете, почему легионеры у нас не приживаются?

Считаю, что нельзя прийти в страну, с которой тебя ничего не связывает, и проводить там реформы. У большинства легионеров не было с Украиной ничего общего. Многие приглашенные иностранцы считали, что их ожидает здесь работа сродни прогулки в парке, четкие и простые условия работы, зеленый свет и любовь народа. А реалии оказались другие: система пассивно и активно сопротивляется, путь надо пробивать самому, условия для работы крайне трудные. Не все, к сожалению, готовы бороться.

А у вас не возникает порой желание махнуть на все рукой и вернуться в спокойную Эстонию?

Нет. Это запрограммировано в крови. Поэтому мне не нравится, когда меня называют варягом. У меня половина родни в Украине. Я не чувствую себя приезжей. Я не хочу сдаваться. Это и моя страна тоже!

Недавно вы побывали на Фестивале мнений, который проходил в эстонском городе Пайде. Участвовали в дискуссии на тему: «Как Европа может способствовать реальным изменениям на востоке Украины».

Европа, особенно Эстония, помогает миру понять, что реально происходит в Украине. Первая большая иностранная делегация на Евромайдане была из Эстонии. После этого эстонская делегация написала в Европарламент первую международную резолюцию, в которой призывала поддержать украинский народ и отдать Януковича под трибунал. Эстония всегда настаивала на том, что на востоке страны воюют российские войска, что надо вооружать Украину. Эта страна постоянно живет под угрозой российской агрессии, поэтому эстонцы, как никто, понимают украинцев. 

Когда вы познакомились с Борисом Филатовым?

Три года назад нас познакомил Антон Геращенко. Тогда Филатов работал в облгосадминистрации, был заместителем губернатора Днепропетровщины. Мы поговорили о том, как здорово было бы внедрять здесь электронное управление. Но потом он стал народным депутатом, перешел на работу в Верховную Раду, и тема потеряла актуальность. Сразу после избрания на пост городского головы Борис Филатов написал мне в Telegram: «Ну что, начинаем?» Я тогда была во Львове. И мы начали запускать в Днепре разные проекты в сфере IT: Navizor, электронные петиции и прочее.

Какое предложение, от которого вы не смогли отказаться, сделал вам мэр Днепра?

Он мне предложил полную ответственность и функцию менеджмента. Сейчас я отвечаю за три направления в Днепровском горсовете — IT, ЦНАП и ProZorro. Недавно добавилось еще одно — сфера финансовых доноров и инвестиций. Мне это интересно. Быть советником – значит приходить и советовать. Мне важно брать ответственность и показывать результат.

Кроме того, что исполняете обязанности заместителя городского головы, вы остаетесь советником министра инфраструктуры Владимира Омеляна и мэра Львова Андрея Садового. Как все успеваете?

Большую часть времени я, конечно, провожу в Днепре, во Львове бываю реже. Очень многие темы пересекаются. У министра Омеляна я отвечаю за электронный билет, который мы внедряем в том числе во Львове и Днепре. Есть прямое взаимодействие: министерство создает законодательные рамки, а города запускают электронный билет в жизнь. Одна из задач из министерства – повышение кибербезопасности. Это то, чем мы в Днепре занимаемся каждый день. Будем открывать здесь региональный центр реагирования на киберугрозы. Наши информационные ресурсы должны защищать в первую очередь мы сами. Все темы взаимосвязаны. Во Львове во многом те же задачи, что и в Днепре, – электронный билет, карта жителя. Два года назад мы создали во Львове пластиковую карту жителя, на которой есть электронная цифровая подпись, транспортное приложение, доступ к медицинским услугам. Сейчас мы ее совершенствуем и запускаем в Днепре.

В этом году вы стали ведущей фестиваля «Джаз на Днепре». Это был первый подобный опыт?

Это была наполовину шутка. Евгений Гендин и Григорий Гельфер коллективно решили, что я должна вести этот фестиваль. Мне пришлось покориться. Я как-то пошутила, что, наверное, они решили сэкономить на переводчике с английского.

Вам понравилось? Будете ли еще ведущей?

Никогда больше! Каждый должен заниматься своим делом. Я могу иногда соглашаться на авантюры, но с шестнадцати лет моя работа связана с совершенно другой сферой.

Год назад вы написали в Фейсбуке, что, наверное, вы единственный чиновник, который абсолютно счастлив. Как обстоит дело с ощущением счастья сейчас?

Сейчас, наверное, даже более счастлива. Когда я шла на эту должность, еще не знала, что меня ждет. Сейчас у меня есть возможность делать все, что мы задумали. Мэр ни разу не сказал: «Зачем это делать?» У меня полная свобода делать и отвечать. Плюс команда. Год назад я не знала, какая здесь команда.

Кто ваши единомышленники?

В первую очередь единомышленниками должны быть руководители департаментов. Я часто применяю метод мозгового штурма. К примеру, спрашивала у них о местонахождении нового ЦНАПа. Это абсолютно равноправный диалог. У меня нет такого: «Бегите и делайте сразу то, что я говорю». Если есть вопросы, мы обсуждаем. Взаимопонимание с руководителем департамента здравоохранения Андреем Бабским, руководителем департамента финансов Владимиром Миллером. У Бориса Филатова слаженно работает вся команда менеджмента. У нас нет никаких интриг и конфликтов.

У Бориса Альбертовича довольно сложный характер. Были ли у вас конфликты с мэром?

У нас не было ни одного конфликта. Это честно. Он очень эффективный мэр. Пока я делаю свою работу, выполняю все возложенные на меня функции, кричать, условно говоря, не из-за чего. На почве чего может возникнуть конфликт? Мэр издал распоряжение о том, что нельзя хамить и пить. Я не хамлю, не пью, в Фейсбуке не ругаюсь. Делаю то, что обещаю. Почвы для конфликтов нет (смеется).

В интервью Роману Скрипину вы сказали, что не заработали в Украине ни копейки. Разве должность исполняющей обязанности заместителя городского головы не предполагает оклад?

Нет. У меня не было за три года в Украине ни одного оклада. С чистой совестью могу сказать, что я не участвовала ни в одном бизнесе в Украине, даже косвенно.

То есть в нашей стране вы занимаетесь волонтерством?

Можно, наверное, сказать и так. Антон Геращенко, с которым мы давно знакомы, назвал меня сумасшедшим альтруистом. Я не зарабатывала и пока точно не собираюсь этого делать в Украине. Я считаю, что у меня есть возможность войти в историю. Через несколько лет мы будем гордиться тем, что делаем сейчас. Это несопоставимо с работой в IT-компании и зарабатыванием денег. Мечта каждого IT-шника – сделать что-то особенное, что упростит жизнь людей. Это абсолютно историческая возможность.

Текст - Елена МИСНИК

По материалам "Наше місто"