У Днепра наконец появился шанс взлететь
Реконструкция аэропорта в Днепре - давно ожидаемая и почти несбыточная мечта для жителей города.
Многие годы вынуждены летать за рубеж из Киева, Харькова, Запорожья.
Однако сейчас у Днепра появился шанс.
Он связан с приходом инвестора - украинского бизнесмена Александра Ярославского. Тот заявил, что готов заняться местным аэропортом, и уже предварительно договорился с нынешними владельцами.
Примечательно, что ранее бизнесмен уже создал для своего родного Харькова современный международный аэропорт, который уже стал мощным транспортным хабом и визитной карточкой города.
"У DCH есть уникальный опыт комплексного управления аэропортом. В Харькове мы, по сути, построили все с нуля. потом шаг за шагом развивали. А сейчас уже занимаем призовые места в международных рейтингах. С удовольствием можно применить наши знания в Днепре. Регион интересен, потенциал большой, будет прекрасный, нужный Украине проект. Я уже предварительно обсудил с заинтересованными сторонами "дорожную карту". И готов начинать движение", — так бизнесмен сообщил о своих намерениях.
Конструктивные намерения и реальные цифры
Местные власти Днепра в лице мэра Бориса Филатова также выражают серьезный оптимизм:
"Существует серьезная договоренность о строительстве в Днепре нового аэропорта по примеру Харькова. Условие — частно-государственное партнерство. Инвестор реконструирует старый терминал и строит новый пропускной способностью до 800 пассажиров в час", — подчеркнул городской голова Днепра.
Он добавил, что государство готово выделить деньги на строительство новой взлетно-посадочной полосы и всей инфраструктуры аэропорта. Сейчас идут переговоры и оформление документов.
Проект реконструкции аэропорта в Днепре выглядит вполне реалистичным в свете последних планов МинИнфраструктуры про "5 аэропортов в год и 10 млрд грн на взлетно-посадочные полосы".
По мнению экспертов, аэропорт европейского уровня в Днепре можно построить за $160 миллионов долларов.
Причем из них порядка $100 млн нужно вложить государству, поскольку все аэродромы страны - стратегические объекты и находятся в госсобственности. А остальные $60 млн готова дать компания Александра Ярославского.
С нынешним аэропортом далеко не улететь
Работы, правда, непочатый край. Сегодня аэропорт Днепра производит впечатление достаточно захолустного аэровокзала. Из прежних нескольких десятков рейсов в сутки осталось 3. Со времени последней реконструкции прошло 30 лет.
Поэтому простая, на первый взгляд, задача - улететь в европейский город или прилететь оттуда в Днепр - превращается для горожан в изнурительный квест с пересадками. Под вопросом деловой туризм - конференции, встречи, выставки и просто обычные контакты компаний со всем остальным миром.
Матчи Евро-2012, кстати, Днепр тоже не смог проводить во многом "благодаря" местному аэропорту: из-за этого активные инвестиции в отельную инфраструктуру города пошли прахом.
Заявка о масштабной реконструкции аэропорта к Евробаскету-2015 (несостоявшемуся, правда) тоже оказалась простым косметическим ремонтом, который так и не помог аэропорту стать действительно полезным жителям региона и бизнесу.
Как "взлетал" Харьков
Реконструкция аэропорта в Харькове позволила увеличить площадь пассажирского терминала в 10 раз - с 2 до 20 тыс. кв м. Пропускная способность выросла со 100 до 650 человек в час.
Харьков и область (а в регионе 17 городов, 27 районов, 61 поселок и более 1600 сел) получили современный основной терминал, которым пользуются и прилегающие регионы, VIP-терминал, где не стыдно принять международные делегации, грузовой терминал, прекрасный аэродром, удобный открытый паркинг на 1000 машин.
Как следствие — впечатляющая география полетов из аэропорта, которая продолжает расширяться, плюс - поток иностранных гостей. Потому что аэропорт для бизнесмена — "гардероб, с которого начинается театр".
Этот успех Александр Ярославский обещает повторить в Днепре. Примерно за 1,5 года активных работ — вместо десятилетий разговоров. Согласно предварительным планам, аэропорт Днепра может стать сопоставимым с харьковским по площадям качеству, пропускать около 800 пассажиров в час, получить два десятка стоянок для самолетов.
Слово - за государством
Чтобы "открыть небо" в Днепре, первый шаг должно сделать государство - выделив финансирование на реконструкцию аэродрома. Тогда инвестор будет готов вкладывать деньги в создание современного терминала.
Так, как сделал в Харькове Александр Ярославский.
Ответственность за аэропорт Днепра уже многие годы представители власти в Киеве и регионе перекладывают друг на друга. В процессе обсуждения реконструкции сменилось уже три президента, а премьеров и губернаторов — не счесть.
Местные власти объективно не в силах самостоятельно решить этот вопрос. Им принадлежит только территория, прилегающая к взлетно-посадочной полосе. А сама ВПП — объект стратегического назначения (и в гражданском, и в военном понимании этого слова), который может использоваться и в военных целях, и поэтому подведомственен Киеву.
В то же время ВПП и аэропорт – это единый организм, в котором одно не может существовать отдельно от другого. Поэтому политическая воля к победе нужна и на национальном, и на региональном уровне. Все "воздушные" проблемы Днепра власти страны и региона могут легко устранить. Если займут консолидированную позицию по развитию инфраструктуры крупнейшего индустриального региона Украины.
Уже есть предпосылки для того, чтобы депутаты, Кабинет министров, МинИнфраструктуры, областная и городская власть действовали сообща.
Во-первых, есть Александр Ярославский, который по сути протягивает государству деньги на современный аэропрт. Но отдаст их, понятно, только в случае, если рядом с современным терминалом будет не менее современный аэродром.
Во-вторых, на носу выборы – даже не досрочные, а срочные. К которым можно прийти либо с прекрасным инфраструктурным проектом, который принесет пользу Днепру, 22 городам и множеству сел-поселков региона. Или - с пустыми руками и отсутствием достижений в деле модернизации инфраструктуры Днепропетровщины.
Поэтому сейчас - слово за государством.
Жители региона – развитого, динамичного – хотят летать в столицу и другие города. И летать комфортно. Отношение к власти будет во многом зависеть от того, сможет ли власть соответствовать ожиданиям наиболее энергичных и деловых людей региона.
30 марта Владимир Омелян заявил: в госбюджете на 2019 год необходимо предусмотреть 10 млрд гривен на ремонт и строительство новых взлетно-посадочных полос.
"Если у нас будут эти деньги, мы сможем каждый год строить пять качественных аэропортов в государстве.Это создание новой инфраструктуры, нового качества и сервиса для украинцев", - сказал министр.
И выразил надежду, что эту инициативу поддержат премьер-министр и Президент.
Так что, начнем с Днепра?