Украинцы хотят в НАТО (опрос)

По данным нового социологического опроса, опубликованного Центром Разумкова, большая часть населения Украины проголосовала бы за вступление в НАТО, если бы референдум по этому вопросу проводился в июле 2015 года. За последние годы украинцы кардинально изменили свое мнение о возможности присоединения к Североатлантическому альянсу.

Исследование проводила социологическая служба Центра Разумкова и фонд «Демократические инициативы»с 22 по 27 июля 2015 года на всей территории Украины, кроме Крыма и оккупированной части Донбасса. Поддержка вступления в НАТО существенно выросла: при президентстве Ющенко и беглого Януковича над возможностью вступления Украины в Альянс подумывало 15-16% населения, большинство придерживалось мнения, что нашей стране нужен нейтральный статус.
oprosvremya

Сомнения были только в западной части страны – желающих присоединиться к НАТО и противников этой идеи было практически поровну.

«За» и «против»

Война внесла свои коррективы. Украинцы поняли, что нейтралитет не поможет противостоять настолько агрессивному соседу, как Российская Федерация. Которая, кроме прочего, умудряется грозить «военными контрмерами» Швеции – в случае ее вступления в НАТО.

Соглашения, которые только на бумаге гарантировали Украине территориальную целостность, не работают, и выходом может стать система коллективной безопасности. Для Европы это НАТО. Правда, мнения даже проголосовавших «за» неоднородны и зависят, прежде всего, от региона проживания респондента. Но на самом деле опрос показал совершенно потрясающую вещь – раньше невозможно было представить, что более 17% жителей Донбасса могут выступать за членство в Альянсе.

Западная Украина, согласно данным соцопроса, теперь абсолютно поддерживает присоединение к НАТО, Центральная – колеблется. По словам аналитиков Центра Разумкова и директора фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешиной, «за» проголосовало бы преимущественное большинство. Восток и юг традиционно против, но, повторим, нынешние 17% (по данным разных опросов – до 20%) – это уже существенная перемена в сознании жителей региона.

Перспективы


Таким образом, если бы власть уже сегодня проводила референдум о вступлении Украины в НАТО, ответ украинцев был бы положительным. Однако то, что 63% участников опроса голосовали бы «за», не означает, к сожалению, что процент сторонников присоединения к Альянсу в обществе именно таков. На мнение влияет множество факторов, и соцопросы не всегда могут охватить все категории граждан.

И еще один очень важный момент – о необходимости такого референдума в принципе. Правила Альянса предполагают совместное принятие решений. Вето даже одной страны будет иметь значение для гипотетического членства Украины в НАТО. А это случится с вероятностью практически 100%.

Собственно, так думает и президент Петр Порошенко. В своем ежегодном послании к Верховной Раде он заявил, что не все партнеры сейчас поддерживают Украину на ее пути в Альянс, но наша страна будет делать все, чтобы иметь возможность стать его частью.

Кроме того, Европа, которая относится ко всему с разумной уравновешенностью и прагматизмом, может воспринять настолько быстрые и фундаментальные изменения общественного мнения довольно настороженно. Именно поэтому и из-за продолжающихся военных действий на Донбассе НАТО не склонно открывать нам свои двери прямо сейчас. Хотя, по утверждению руководителя Альянса, двери все же открыты. Вступление Украины в НАТО, выражаясь фигурально, в ближайшее воскресенье означало бы, что в войну между нашей страной и Россией автоматически должен будет вступить весь Североатлантический альянс.

Российская драма

Россию раздражает НАТО, и это взаимно. О том, что Россия является серьезной угрозой для безопасности Европы, не раз говорил командующий объединенными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав. По его словам, Альянс получил четкую картину московских стратегических целей, но угрозы возникновения конфликта между РФ и любой страной НАТО пока нет. Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО, заявил, что военная риторика опасна и носит дестабилизирующий характер. В ответ президент России Владимир Путин открытым текстом сообщил, что в случае угрозы Россия нацелит ударные средства на источник опасности. Источником, судя по всему, может быть практически кто угодно. Кроме того, Путин рассказал о межконтинентальных баллистических ракетах, а буквально на прошлой неделе стало известно, что россияне создают еще одну танковую армию. Совокупно это напоминает о временах холодной войны, хотя и в более легкой форме.

О блоковом противостоянии, как 50 лет назад, речь, скорее всего, идти не может. Сейчас есть НАТО и Россия, практически один на один. И каждая следующая страна, присоединившаяся (или намеревающаяся) к Североатлантическому альянсу, нервирует Кремль еще больше. Например, Черногория, о которой российские СМИ сказали, что «живет за счет России, а хочет в НАТО». Швеция, Финляндия, по которой у империи давние фантомные боли, – угроза повсюду. Но ни НАТО, ни РФ не готовы – по многим причинам – к активной фазе своих непростых отношений.

Вот вкратце причины, по которым «в ближайшие выходные» нас не примут в НАТО. Тем не менее выполнять все пункты программы по сотрудничеству с Альянсом нужно, кроме его прямого участия в боевых действиях. И постоянно объяснять людям, что присоединение к Североатлантическому альянсу для Украины – неотъемлемый компонент интеграции в европейское сообщество.