В Днепре премьер-министр Украины Владимир Гройсман рассказал о базовых проблемах профессионально-технического образования
Возрождение престижа рабочих профессий и развитие профессионально-технического образования – важный приоритет для страны и муниципальных экономик.
Несколько лет назад децентрализация приблизила такую возможность, но от весомых реформ эту сферу отделяет отсутствие адекватного финансирования и главное – утвержденного закона «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании».
На днях премьер-министр Украины Владимир Гройсман посетил Днепр и провел в городе заседание Координационного совета по вопросам реформ в сфере образования.
Одной из главных тем селекторного совещания, на котором посредством видеосвязи присутствовали представители сразу нескольких украинских регионов, стало именно профессионально-техническое образование.
«Я пока не доволен этой сферой. В 2020 году нам нужно повысить зарплату в профтехобразовании. Условно, если мастер получает 5-8 тысяч, а готовит специалиста, который придет на завод и будет получать 8-10 тысяч, – это несправедливо.
Этот вопрос требует урегулирования в рамках бюджета. Возможно, нужно остановиться на том, чтобы эти образовательные заведения были на уровне областей. Я хочу быстрой модернизации учебной и технической баз.
Нужно более тесно сотрудничать с предприятиями: так называемая дуальная форма образования, когда две трети учебного процесса проходит на реальном производстве и только одна треть – теоретические знания в рамках учебного заведения. Также необходима корректировка системы стипендий – чтобы создать дополнительную мотивацию», – сообщил Владимир Гройсман.
Обязанности без полномочий
Безусловно, подготовка качественных кадров для экономики городов, современное оборудование, которое позволяет обучаться профессии в условиях, максимально приближенных к реальности, и активная роль муниципалитетов в этом процессе является прекрасной стратегией. Однако, как и многие другие города, в вопросе развития профессионально-технического образования Днепр сталкивается с рядом сложностей.
Первая и наиболее ощутимая проблема – недофинансирование со стороны государства. Училища переложили на местные бюджеты городов областного подчинения, но вот государственную субвенцию, покрывающую дополнительные расходы, предусмотреть забыли.
Ситуация усугубляется еще тем, что профильное министерство производит расчет государственной субвенции на среднее образование по показателям прошлого учебного года, но не учитывает ежегодный прирост учащихся. В Днепре уже второй год подряд стабильно прибавляется порядка 3 тысяч детей. В текущем учебном году нехватка средств составляет около 130 млн грн.
Финансирование расходов на содержание учреждений профтехобразования, находящихся в городах областного значения, с 2016 года осуществляется соответствующими местными бюджетами. Так, например, затраты Днепра за 4 года составили 689,9 млн грн.
При этом речь идет исключительно о содержании учащихся и педагогов.
Несмотря на то, что финансирование учреждений профтехобразования осуществляет город, подчиняются они непосредственно Министерству образования и науки Украины. Полномочия советов городов областного значения ограничиваются только назначением руководителей по результатам проведенного конкурса, выплатой им премий или же привлечением к дисциплинарной ответственности.
Госзаказ и его финансовые ловушки
Требует изменений и сам порядок формирования и финансирования заказа на обучение специалистов профтеха. В идеале его должны создавать реальные потребности предприятий и их способность финансировать этот процесс.
Например, в 2018-2019 учебном году горсовет Днепра сформировал заказ на 1065 первокурсников. Сами учреждения профтехобразования попросили 2370 учеников. При этом областная комиссия утвердила объём регионального заказа по Днепру в размере 1893 ученика.
Формируя свой заказ, город ориентируется не только на ограниченный финансовый ресурс, но и данные комплексного анализа потребностей городского хозяйства. Это важно, ведь здесь заложена перспектива дальнейшего трудоустройства специалистов.
Государственный же заказ на 2018-2019 учебный год составил 252 ученика.
Вместе с тем нужно подчеркнуть, что города не всегда могут иметь потребность в узкопрофильных специалистах, однако такие работники востребованы в коммерческом секторе. В идеале для качественной подготовки кадров предприятия должны оплачивать свой коммерческий заказ. Но существующая законодательная база не предусматривает такой возможности.
Что изменит новый закон Украины «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании»?
В проекте документа закладывается понятие основателя учреждения профессионально-технического образования, которым может быть как государство, так и орган местного самоуправления.
Для городских советов это – широкие возможности для качественного управления училищами.
В законопроекте также предусмотрено участие предприятий (частных и бюджетных) не только в образовательном процессе, но и в обеспечении учебных заведений необходимой современной материально-технической базой.
Кроме того, документ предлагает получение заработной платы учащимися во время прохождения производственной практики – за счет предприятия. При этом до 25% этой суммы перечисляется на счет учреждения.
В целом именно новый закон Украины «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании» четко определит права и обязанности местных советов и дополнительные возможности по финансированию.
Это поможет городам реализовать их идеи для развития профессионально-технического образования.