В Украине вплотную занялись пиратством

На прошлой неделе в министр экономического развития Айварас Абромавичус заявил о начале радикальной борьбы с пиратством и проведении системной реформы интеллектуальной собственности в Украине. Инициатива встретила как одобрение так и критику.

Опрошенные AIN.UA эксперты согласны, что Украине необходимо превращаться в цивилизованное правовое государство, но внедрять изменения в законодательство нужно мягко, без нанесения вреда украинским компаниям и злоупотребления со стороны правоохранителей. Бороться с нелегальным ПО нужно, но пример должно подать само государство. В чем заключается реформа и что еще о ней думают эксперты — в нашем материале.

Пиратству бой

По словам министра Айвараса Абромавичуса, из-за низкого уровня экономического развития и покупательской способности населения в Украине — только 17% легального программного обеспечения. Недавно торговое представительство США исключило Украину из перечня самых больших пиратов мира в так называемом «Списке 301», но нужно двигаться вперед и проводить системные изменения, считает министр. Также он подчеркнул, что пиратство препятствует приходу инвестиций и технологий на рынок Украины. Советник по вопросам цифровой экономики Минэкономразвития Елена Минич представила концепцию реформы интеллектуальной собственности, основными тезисами которой она поделилась с AIN.UA. Приводим некоторые из них:

- разработка законопроектов по интернет-пиратству;
- создание новой модели управления коллективными правами;
- правки и улучшение существующего законодательства (патентный троллинг, программные продукты и др);
- увеличение ответственности для сторон, делающих бизнес на пиратстве (изменения в Гражданский и Криминальный Кодексы);
- борьба с киберпреступностью;
- легализация ПО в госорганах – как пример для общества;
- информационное просвещение населения по вопросам интеллектуальной собственности.

Кто «за»

Адвокат, партнер практики IT и медиа права АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский положительно оценивает начинания минэкономразвития. «Абрамавичус дал понять, что государство не будет просто выполнять любые требования правообладателей, а будет вести диалог с ними и требовать идти на уступки», — говорит он. Министерство экономики и команда советников, в частности проект EasyBusiness, за последний год сделали больше, чем другие чиновники в направлении развития прав интеллектуальной собственности в сети, отмечает юрист. Подготовлены проекты нескольких нормативных документов. «Если работа и дальше будет двигаться в таком темпе, правообладатели начнут получать доходы от Украины. А это намного более высокая цель, чем просто исключение из какого-то субъективного списка 301», — надеется Гадомский.


Генеральный директор ABBYY Украина Виталий Тищенко считает, что проблему пиратства стоит разделять на три компонента: пиратство в госорганах, на предприятиях и среди физических лиц. Сегодня важно создать условия для быстрого решения двух первых проблем, оставив физических лиц «на потом», уверен он. «Пиратство в органах государственной власти – это комбинация политической воли и финансирования, или их отсутствия», — считает Тищенко. По его мнению, диалог с правообладателями — хороший вариант решения вопроса. Для минимизации пиратства нужно также актуализировать законодательство с учетом электронных поставок, облаков, условно-бесплатного ПО и т.п. Кроме того, нужно принимать и непопулярные решения. В частности, ужесточить административное наказание за нелегальное использование ПО. К примеру, обязать нарушителя не только оплатить штраф за пиратство, но и легализовать продукт по двойной-тройной цене. Также государство должно бороться с нарушителями авторских прав в интернете. «Сотрудникам правоохранительных органов необходимо предоставить действенные механизмы работы по онлайн-нарушениям. Изобретать велосипед не нужно, достаточно скопировать best practice стран ЕС», — говорит Тищенко.

Кто «против»

Основатель инвестиционного фонда Fison Дмитрий Томчук сомневается в том, что борьба с пиратством увенчается приходом инвестиций. «Вряд ли эта активность заставит инвесторов толпами бежать прямо с Уолл-стрит в Украину. По своему опыту я знаю, что западный инвестор – рыба крайне пугливая и нервная. Такая рыба любит спокойную прозрачную воду, отсутствие хищников, обилие корма и большой простор для маневра. Если этих условий нет – нет и рыбы, то бишь инвестора», — отметил он. По мнению Дмитрия, инвестору нужен не лицензионный диск группы ABBA, ему нужна предсказуемая страна с эффективным правительством и сильной экономикой. Томчук отмечает, что для прихода западных инвесторов нужны гарантии, что их деньги не будут спущены в канализацию украинского хаоса или украдены чиновниками.

Кроме того, европейский порядок вещей может приобрести в Украине совершенно иной смысл. «Под предлогом борьбы с пиратством теперь будет очень удобно положить лицом в пол 80% украинского бизнеса – за использование нелицензионного ПО», — опасается Томчук. Борьба с пиратством может разрушить бизнес почти каждой фирмы путем захода спецназа, уничтожения материальной базы, выемки серверов и компьютеров, предположил он. «Странно требовать от компаний, прогоняющих деньги через офшоры и «ямы», уходящих от налогообложения, показывающих минимальные прибыли, не оформляющих сотрудников на работу и выводящих средства за пределы украинской экономики, чтобы они пользовались непиратским ПО», — говорит Томчук.

Вопрос пиратства, поднятый министерством, Томчук считает несвоевременным. «В нашей стране помимо пиратства есть проблемы поважнее», — отметил он.

Критикуют инициативу министерства и в Украинском пиратском сообществе, которые считают пиратство свободным обменом информацией. Глава сообщества Сергей Ярыгин говорит, что прежде всего надо решить вопрос с нелегальным ПО в госструктурах. Решить можно очень просто — взяв в качестве примера Бразилию. Бразильские чиновники полностью перевели госмашину на Linux. А средства, которое государство тратит и планирует тратить на легализацию ПО, пустить на развитие украинской отрасли, вложить в украинских программистов.