Вступил в силу закон о языке: какие штрафы и как правильно составить жалобу

В Украине с 16 января вступил в силу языковой закон. Что нужно знать и за что можно получить штраф и как правильно жаловаться.

Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь рассказал, что изменения касаются всех представителей сферы услуг, независимо от формы собственности.

Вступила в силу 30 статья Закона об обеспечении функционирования украинского языка как государственного. Теперь в магазинах, ресторанах, банках и т.п. с клиентами будут говорить по-украински. Требование по обслуживанию на государственном языке касается не только сферы торговли. Речь идет также об образовательных услугах (в т.ч. кружках и секциях), медицинском обслуживании, предоставлении социальных услуг и т.д. 

Более того, на украинском должна подаваться информация в ценниках, инструкциях, технических характеристиках, маркировке, билетах, меню и т.п. При этом информация на государственном языке о товарах и услугах может дублироваться и на других языках. 

Впрочем, по желанию клиента, его могут обслуживать на другом, приемлемом для обеих сторон, языке. Также информацию на сайтах или товарах, например, могут дублировать на другие языки.

Штраф от 5100 до 6800 грн

Если же вас откажутся обслуживать на украинском языке, можно пожаловаться омбудсмену по защите государственного языка. Нарушители будут наказаны штрафом от 5100 до 6800 гривен.

Креминь опубликовал на своей странице в Facebook детальную инструкцию о том, как стоит поступать в случае, "если нарушается ваше право на получение информации или услуг на государственном языке":

  1. Попытаться уладить ситуацию "на месте", попросив сотрудника обслужить вас на государственном языке.
  2. В случае отказа сотрудника обратиться к руководству заведения или на их "горячую линию" (торговой сети, аптеки, АЗС и т.д.).
  3. В случае отказа или отсутствия обеспечения предоставления услуг на госязыке стоит зафиксировать факт отказа при помощи аудио, видео или письменного подтверждения свидетелей. Также стоит зафиксировать информацию о заведении/учерждении (название, адрес, контакты).
  4. Отправить жалобу уполномоченному по защите госязыка по на электронную почту [email protected] или заполнив соотвествующую форму на сайте https://mova-ombudsman.gov.ua/. Также можно отправить письменную жалобу по адресу: 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12.

Как правильно составить жалобу

В тексте жалобы нужно указать: ФИО, адрес проживания, суть жалобы, кто именно потенциально нарушил новые нормы закона, как именно, когда и по какому адресу. К обращению стоит прикрепить доказательства, подтверждающие факт нарушения.

В письменной жалобе необходимо указывать дату ее составления. В электронной следует указывать e-mail или другая информация для обратной связи. Ставить подпись текстом жалобы при отправке ее в электронном варианте не обязательно.

Креминь отметил, что жалобы можно подавать уполномоченному в течение полугода с момента фиксации нарушения. 

ado
ina
ina1

Напомним, ранее мы писали

Внимание родителей: в Днепре изменились реквизиты оплаты за питание