ЖКХ в случае военного положения. Что изменится?

Что изменится в жилищно-коммунальном хозяйстве в случае введения военного положения? К чему готовиться работникам коммунальных предприятий и обычным гражданам? У кого могут изъять имущество и транспорт?

В последнее время в Украине часто говорят о военном положении (ВП). При этом сам режим военного положения мифологизирован и политизирован. Не все, что о нем пишут и заявляют, правда сообщает «Украина Коммунальная». 

Согласно закону, для объявления ВП совершенно не обязательно ждать вооруженной агрессии или возникновения угрозы нападения. Достаточно угрозы территориальной целостности, которая давно уже не просто существует в Украине де-факто, а полностью реализована — в виде Крымского федерального округа и «отрезанной» части Донбасса.

Вместе с тем, объявление военного положения не означает, что Украина должна с кем-то воевать или объявлять войну. При этом ВП не может быть бессрочным — до полной победы или последнего патрона, оно обязательно устанавливается на определенный срок — во всяком случае, этого требует закон. А президентский указ о военном положении должен содержать исчерпывающий перечень ограничений, которые устанавливаются в связи с ВП. Также при военном положении меняется режим функционирования органов власти. Верховная Рада в двухдневный срок должна приступить к работе в сессионном режиме, а вся вертикаль власти консервируется.

Одним словом, введение военного положения — решение непростое, даже если абстрагироваться от высоких материй и политики. Тем не менее, шансы на его принятие есть, причем в масштабе всей страны. Как заявил на днях Петр Порошенко, если конфликт на Донбассе будет нарастать, военное положение может быть введено по всей стране, и парламент это поддержит. А, значит, приготовиться к реалиям жизни в условиях ВП лучше заранее.
Киты обороны

Четыре кита военного положения — два закона и два постановления Кабмина: законы — №1647-III «О правовом режиме военного положения» и №4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения»; постановления — №753 от 13 июля 2011 года «Об утверждении привлечения работоспособных лиц для общественно полезных работ в условиях военного положения» и №1921 от 28 декабря 2000 года «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности».

Введение военного положения не равносильно военному управлению. Согласно Закону «О правовом режиме военного положения», военное командование единолично внедряет меры спецрежима лишь в районах ведения боевых действий. На остальной территории оборона и общественный порядок обеспечиваются в тесном взаимодействии с местными властями. Более того, местные власти в рамках своей компетенции вправе принимать и самостоятельные решения, обязательные для выполнения.

Хотя, разумеется, главное в режиме военного положения — спецмеры. В частности, во время действия ВП работники предприятий не имеют права бастовать. Это — постоянная мера. Но есть еще целый перечень мер, которые могут быть введены по усмотрению военного командования и гражданских властей. Всего их — 19. Однако для коммунальных предприятий и поставщиков коммунальных услуг, как, впрочем, и жилищно-коммунальной сферы в целом, наиболее значимы 3 меры: изъятие транспорта и имущества, отвлечение персонала и ресурсов, изменение профиля деятельности и режима работы. Первые два ограничения актуальны и для граждан. 

Транспортом придется поделиться

Не секрет, что для обороны нужен транспорт. Поэтому у предприятий и граждан могут быть изъяты транспортные средства.

Правила временного изъятия транспортных средств, в том числе, во время мобилизации, в Украине действуют полтора десятилетия — с 2000 года. Прописаны они в Положении о военно-транспортной обязанности.

Так что для предприятий с введением ВП принципиально ничего не изменится. Военное положение только упростит процесс изъятия — в некоторых случаях для этого достаточно решения военного командования. А вот для граждан и прочих владельцев автомобилей ситуация изменится кардинально.

Сейчас, согласно Закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации», для мобилизационных нужд армии привлекаются транспортные средства предприятий, учреждений и организаций — бесплатно, но с гарантией возврата после объявления демобилизации.

При военном положении перечень потенциальных поставщиков «колес и гусениц» намного шире. Закон позволяет временно изымать транспорт у граждан и у всех представителей гражданского сектора: министерств, центральных и местных органов власти, территориальных общин, общественных организаций. Причем речь идет не только об автотранспорте, но и о тракторах, прицепах, механизмах и любых объектах, связанных с обслуживанием транспорта — от автозаправок до ремонтных цехов. Под действие Положения о военно-транспортной обязанности подпадают даже мотоциклы и телеги — гужевой транспорт.

Одним словом, «призвать» могут почти все, что движется. При этом ответственность за подготовку транспорта к передаче военным формированиям несут собственники. Так, автомобили должны иметь запас хода не менее 10 тыс. км, тракторы — не менее 400 часов.

Транспорт «призывается» в армию бесплатно, однако предварительно проводится его оценка, с учетом технического состояния и изношенности. Например, при автопробеге свыше 20 тыс. км уценка составляет 40-60%.

Владельцам транспорта закон обязывает возмещать убытки, понесенные в связи с выполнением военно-транспортной обязанности. Но пока это не более чем красивые слова. Что подразумевать под такими убытками — загадка, какова процедура их возмещения — белое пятно.


Полностью не урегулирована даже мобилизационная процедура. Порядок компенсации вреда, причиненного транспортному средству во время мобилизации, должен разработать Кабмин. Когда правительство до этого снизойдет — неизвестно.

И это не единственный пробел. В компетенции правительства — составление перечня предприятий и граждан, освобожденных от военно-транспортной обязанности. Пока такого перечня нет. Нет полной ясности и с документальным оформлением передачи транспорта.

Помимо автомобилей и техники Закон «О правовом режиме военного положения» позволяет изымать и имущество — для временного использования в обороне. Регламентация этой процедуры тоже оставляет желать лучшего.

Принуждение в законе

Одна из важных особенностей военного положения — норма, позволяющая «экспроприировать» транспорт и имущество для военных нужд. Причем возможны два варианта: добровольное, но бесплатное переоформление коммунальной собственности в государственную либо принудительное отчуждение любого имущества, но с выплатой компенсации. С добровольным переоформлением все просто. Соответствующее решение должен принять местный совет или кто-либо из местных руководителей — мэр, председатель, секретарь или заместитель совета, с последующим утверждением такого решения советом. Если это невозможно — имущество переводится в госсобственность принудительно.

Как и в случае с временным изъятием для нужд обороны, норма о принудительном отчуждении распространяется как на предприятия, так и на граждан. При этом процедура отчуждения может проводиться как с предварительным полным возмещением стоимости имущества, так и с переносом расчетов на будущее — если средств недостаточно. В этом случае выплата компенсации может быть растянута на 5 лет — 5 бюджетных периодов.

Однако больших надежд на получение компенсаций даже с такой рассрочкой питать не стоит. Источник выплат — Госбюджет, а какова ситуация с бюджетом, известно всем. Например, в Госбюджете-2015 такой статьи расходов нет и не предвидится.

Так что, если дело дойдет до практического применения принудительного отчуждения, «спонсоры» могут повторить судьбу вкладчиков Сбербанка СССР. Хотя в самой процедуре принудительного изъятия имущества, прописанной в Законе №4765-VI, явных пробелов нет. 

Труд во благо

Еще одна специфическая черта военного положения — трудовая повинность. В период действия ВП трудоспособные граждане могут быть привлечены к общественно полезным работам.

Правда, работники предприятий, согласно Постановлению №753, к общественным работам привлекаются лишь по согласованию с руководством. А наиболее вероятные кандидаты на выполнение трудовой повинности — безработные и студенты. Они в работах задействуются без каких-либо оговорок, как, впрочем, и предприниматели с крестьянами.

Привлеченным лицам закон гарантирует минимальную зарплату, а порядок ее выплаты должен был утвердить Кабмин. Но, по сути, такого порядка нет. Постановление №753 содержит лишь отсылочную норму — обязывает к соблюдению КЗоТа, в котором о трудовой повинности и общественных работах нет ни слова. Так что на практике не исключены недоразумения.

А вот для коммунальных предприятий установлены особые условия. Закон не позволяет отвлекать работников, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Более того, сами общественные работы могут быть направлены на обеспечение жизнедеятельности населения — то есть в помощь жилищно-коммунальному сектору.

Но в остальном предприятия ЖКХ не «ровнее» других. Закон позволяет в период действия ВП использовать их мощности и трудовые ресурсы для нужд обороны, изменять условия труда, режим работы и производственную деятельность, устанавливать для них военно-квартирную обязанность по расквартировке военнослужащих и военных подразделений.

Однако главная опасность военного положения вовсе не во введении ограничений. Когда речь идет об обороне государства, все средства хороши. Проблема в том, что законы в Украине часто выполняются совсем не так, как хотелось бы, или не выполняются вовсе. Потянет ли, и без того неповоротливая военная машина, еще и управление гражданским сектором? И пока нет ответа на этот вопрос, никто не может гарантировать, что в случае объявления военного положения волонтеры не понадобятся и в жилищно-коммунальном хозяйстве.