Борис Филатов: о подготовке к полету в космос, космическом туризме и центрифуге NASA

В день космонавтики каждому жителю нашего города важно помнить, что Днепр является космической столицей Украины, но и также то, что наш город возглавляет человек с билетом на полет в космос – мэр Борис Филатов.

Корреспондент “Днепропетровской панорамы” пообщался с городским головой Днепра, который рассказал о своей подготовке к полету в космос, как к нему пришла подобная идея и планирует ли он осуществить это в будущем.

- Борис Альбертович, актуальна ли для вас идея полета в космос на сегодняшний день?

“На сегодняшний день проект откладывается на неопределенное время. Не только у меня, но и у компании VirginGalactic, по причине того, что случилась очень серьезная авария - разбился челнок, первый пилот погиб, а второй получил очень серьезные ранения. Из-за произошедшего программу отложили на неопределенный срок. Буквально два месяца назад я говорил с руководством компании VirginGalactic, и они сказали, что уже этим летом планируют организовать тестовые полеты, а в 2019 году начинать регулярные. Насколько эти планы сбудутся, сказать не могу, так как подобные переносы графиков были неоднократными.Буду синхронизировать свой график с компанией. Я не решил окончательно, что буду лететь, но и не отказался финально. Если летом мне сообщат, что проект успешный и нужно готовиться, то я буду готовиться”.

- Опишите туристический полет от компании VirginGalactic

“Есть двухфюзеляжный корабль-матка, на который цепляют челнок. Корабль-матка поднимает челнок на высоту, грубо говоря, 15 километров, где гравитация значительно ослаблена. Это делается для экономии на ракетоносителе. После этого челнок отцепляется и уходит в космос за линию Кармана - это официально признанная NASA граница космического пространства. Пройдя линию Кармана, челнок выходит в космос на 10-15 минут, после чего возвращается обратно через плотные слои атмосферы и садится собственноручно. Если говорить о суборбитальном полете, то это полет, который не предусматривает круг около Земли, но являетсяполноценнымпутешествиемв космос за линию Кармана. Если говорить о туристической стороне, то на корабле находятся два пилота и шесть пассажиров, которые просто наблюдают за тем, что происходит в космосе, и потом возвращаются. Весь полет занимает где-то 2,5 часа, а вместе подготовкой, посадкой и прочим - 4,5 часа. Полет выходит недолгим: как говорится, взглянуть одним глазом, но, я думаю, и этого достаточно, чтобы увидеть космос”.

- Когда к вам пришла идея полета в космос?

“Идея полета в космос ко мне пришла где-то в 2011 или в 2012 году. Всю свою прошлую жизнь я был достаточно экстремальным путешественником и испытал все, что только можно.Но чтобы в очередной раз испытать свои нервы, я остановился на этом проекте. Тогда он был только зачаточным, я шел под 146 номером, фактически вошел в первые две сотни.Сейчас же списки желающих выросли до нескольких тысяч человек”.


- Как и где вы проходили подготовку к полету?

“В штате Пенсильвания есть учебный центр NASA под названием NASTAR Philadelphia. Там я проходил недельный базовый модуль подготовки астронавтов – это техника безопасности, центрифуга, теоретические курсы и прочее. После этих занятий человек должен понимать, как себя нужно вести в космосе. Из-за того, что я летел простым пассажиром и не выполнял никаких трудовых функций, недели подготовки вполне хватило. Занятия были очень интенсивными, особенно на центрифуге “Феникс”, в которую была зашита программа, симулирующая полет с расчетом времени взлета, выхода в невесомость и посадки. Плюс есть процедура “полет по кривой Кеплера”, когда создается искусственное стимулирование невесомости в специально подготовленном самолете, который делает “бочку”, и в момент выхода в пике в салоне возникает невесомость примерно на 2 минуты. За подготовку у меня есть значок “Золотые крылья астронавта”, который я получил после базового курса для подготовки к суборбитальным полетам от компании VirginGalactic”.

- Есть ли какие-то параметры отбора, чтобы стать космическим туристом?

“Параметров отбора никаких нет. Полет сугубо коммерческий, и физически здоровый человек вполне может пройти эти испытания. Это чисто советская школа космонавтики, где считается, что ты должен быть самым здоровым человеком на Земле. Не хочется лезть в теорию, но это очень старая дискуссия между американской моделью астронавтики и советской моделью космонавтики, когда наших космонавтов засовывали в барокамеры и крутили часами на центрифугах. Только над советскими людьми могли так издеваться. Над американскими астронавтами так никогда не издевались. В нашей стране была отдельная наука, которая исследовала, в том числе, возможности человеческого организма, но с точки зрения обычного полета в космос в таких нагрузках нет необходимости. Если ты не человек с ограниченными возможностями, без болезней сердца, позвоночника, головы, то никаких препятствий для полета в космос нет”.

- Как подготовка к полету в космос повлияла на ваше здоровье и морально-психологическое состояние?

“Никак не повлияла, все было стабильно. Бывают нелегкие моменты, когда попадаешь в центрифугу, и ощущения такие, будто на тебя высыпают самосвал с мокрым песком. Можно потерять сознание, но есть специальные физические упражнения для концентрации, которым обучают во время подготовки. Главное не потерять сознание и не отключиться”.

- Какой случай больше всего запомнился во время подготовки?

“На самом деле в подготовке нет ничего экстраординарного, но простого также мало. Во время тренировок один японец сломал себе руку, другой человек полностью разбил голову во время невесомости, когда взлетел слишком высоко и ударился о потолок. Еще был случай, когда стало плохо одной даме, причем самое смешное, что она была сотрудником NASA, но имела проблемы с вестибулярным аппаратом и упала в обморок во время одного из курсов. В общем, веселого мало, когда ты летишь, а рядом с тобой падает человек и ломает себе руку. Как говорится, технику безопасности никто не отменял”.