Днепропетровец рассказал, как на самом деле живется в Крыму

Наш герой Дмитрий вырос в Днепропетровске, но последние 5,5 лет строил жизнь в Крыму. В апреле он остановил свой бизнес, перевез семью и весь товар из Ялты в Днепропетровск. Он рассказал «Хронике» об особенностях крымской жизни и сложностях в предпринимательской работе.

Я частный предприниматель, занимаюсь торговлей женской обувью, мы ее закупаем в Одессе и продаем здесь в магазине. У меня был и отдел в магазине, и на рынке места. Потом я перебрался в Крым, через два года я купил квартиру в компании «Консоль» у Константинова, чем я очень «попал»: квартиру я не смог свою получить, дом заморозили. Три года прожил на съемной квартире. Когда жена была на 8-м месяце, я участвовал в акции, мы собирались с плакатами, чтобы «Консоль» достраивала наше жилье. Договор, который у меня был по его участию, я его продал за те же деньги, что и купил. В 2011 году я там купил квартиру, получил прописку, оба ребенка родились в Крыму. Уже в своей квартире жил, работал, считал, что это уже, если не моя земля, то земля моих детей.

Я немного поездил по загранице, Европа понравилась очень, я всегда мечтал жить в демократической стране. За границу было уехать сложно, плюс здесь родители, надо быть недалеко и я посчитал, что там, где чистый воздух, море и горы, только один город – Ялта, «город счастья» как всегда его позиционировали и обещали из него сделать Монте-Карло. Я надеялся, что этот город будет развиваться и я вместе с ним.

Когда я жил в Днепропетровске, зарабатывал, я мог за границу поехать, а там не смог, у меня дети появились, другие сложности, но и с работой не так все хорошо, есть свои плюсы и минусы, как везде. Там чистый воздух, море, горы, все-таки Крым – это, я считаю, как дорогое кольцо: его сдать жалко, даже, если сильно деньги нужны.

Пророссийские настроения в Крыму были, но не в таком количестве. Они охватывали где-то 20-30% населения. В 2012 году Партия регионов победила в Крыму на выборах, ещё был блок «Русское единство». Я тогда думал: «Почему государство разрешает, что российские флаги на плакатах, призыв к России?» Но этот блок в 2012 году набрал 3% и в Верховной Раде Крыма из ста депутатов получили мандаты только трое из «Русского единства», которое Аксёнов возглавлял. Остается вопрос: почему тогда люди не голосовали, почему «Русское единство» хотя бы 15% не набрало? Сейчас были выборы, явки 90-95% не было. Вся Партия регионов, которая была, она вся осталась на плакатах «Единой России». Местные от этого немножко в бешенстве, потому что все казнокрады, которые были, они все остались на местах, из России никто из новеньких не приехал.

В Украине лучше, чем в России, здесь свободы больше. Свободно, но страшно, потому что война. Я когда из Крыма выехал, почувствовал свободу, а там страшно лишнее слово сказать, могут неправильно понять, написать все, что угодно. Там привлекают, если есть активисты, просят писать на них письма в ФСБ.

С нового года начнутся конкретные изменения: там надо и предпринимательство иметь российское, и номера машины менять надо, и паспорт уже обязательно. Там сотовая связь у них по паспорту и пока продают карточки по украинским паспортам, но предупреждают, что до 2015 года нужно предоставить российский паспорт в компанию, иначе отключат телефон.

Зарплаты увеличились только у госслужащих, говорят, солидно. Но таких меньшинство. Все-таки Ялта – город курортный, там много санаториев, гостиниц, там остались зарплаты старые, их конвертировали в рубль, на три умножив, и люди со старой зарплатой чувствуют себя намного хуже, потому что цены стали в 2 раза выше, а зарплаты остались те же.

В центре Ялты поставили большую военную палатку в марте, когда все это начиналось. Там находились непонятные ребята специфической внешности. Потом мне рассказали, что санаторий Черноморского флота, который зимой не работал, вдруг стал работать, привезли 200 молодых людей, которые агитировали за Россию и всех неугодных они отводили за угол, и либо по голове, либо по-хорошему говорили: «Чтоб тебя больше не было».

Когда спрашивают, почему Крым не встал, то там было сложно встать, ведь в Крыму была самооборона. Тот же Балашов ездил, многие ездили и получали по голове, так это какие люди – с охраной и все остальное, а простому человеку там было опасно для жизни выходить. Страх вселили в людей. Мне сказали, что в мае по городу ходили люди с автоматами, прямо по набережной. Меня не устраивало, что творилось в Симферополе, когда захватывали. Там должны были начаться военные действия, я считаю, но не начались.


Летом было очень много людей из Донецка, беженцы приезжали, при чем такие беженцы, что за каждую машину танк можно купить, если не два. Местные злились по этому поводу, эти все беженцы жили по центру города, где самое дорогое жилье. Там опасная ситуация, много съехалось из Донецка, из Луганска криминальных.

Банки не работают, даже коммунальные платежи ты не можешь проплатить, за электроэнергию принимают только на почте, где большие очереди, в банках принимают с комиссией, банки выдают карточки, на которых не написано «Visa», «MasterCard», это карточки для внутреннего использования в Крыму. И сами же российские банки их принимать уже не хотят. Поэтому вывезти деньги сложно.

Здесь я живу по родственникам, но это не очень удобно, у меня сыну полтора года, дочке три, не всех такая компания устраивает, но в перспективе лучше бы было жить здесь, чем там.

В Центр помощи я обратился одним из первых. Предлагали помощь с работой, но я – частный предприниматель и идти работать на кого-то был не готов. Пока пытаюсь сам крутиться. Потом нам оказали финансовую помощь, за что я очень благодарен, потому что с деньгами стало тяжело. Предложили всестороннюю помощь детям: садик дочери, поставили нас на медицинский учет, звонили, предлагали одежду, игрушки детские.

Сейчас еле-еле зарабатываю, чтоб на питание хватало. Если раньше были какие-то дальние планы что-то развить, что-то открыть, то сейчас даже не знаешь стоит ли этим заниматься, стоит ли пытаться, рисковать. Если так будет и дальше, надо идти устраиваться на работу.

Для детей в Днепропетровске очень много плюсов: детские площадки, парки. Я думаю, что им точно здесь не хуже, разве что воздух не такой чистый и моря может летом не хватать. Но главное – жизнь, а все остальное будет.

Я уже не смогу жить в Крыму, жить в том государстве, которое убивает наших граждан и ведет такую войну. Пока там Россия, жить я там не хочу. Будем верить, что когда-нибудь Крым вернется в Украину. Для этого нужна демократическая власть в России, она его передаст безо всякой войны.

 

Источник