"Интегрироваться сложно, но потом станет приятно за себя". Как дети из Днепра учатся в школах Финляндии и Швеции

Дети и родители Днепра постепенно привыкают к новой смешанной системе обучения. У женщин, выехавших с детьми за границу, кроме вопросов по днепровским школам еще одна головная боль – получение образования в местных учреждениях. У многих детей, которые сейчас находятся в Европе, процесс обучения начался в начале августа. Мамы из Днепра рассказывают о школах в Финляндии и Швеции, пишет Днепровская панорама, ссылаясь на сайт "Наше місто".

Финляндия: футбол с директором и канцелярия в подарок

Асия Гильмутдинова – мама пятерых детей. Сейчас они живут в маленьком финском городке Миккеле с населением 50 000 человек. По словам Асии, в этом городке сейчас очень много украинцев.

Старший сын Ассии Роман уже окончил школу, а вот дети посещают финскую школу, которая, кстати, стартует в начале августа и заканчивается в середине июля.

учеба за границей

Милана в украинской школе перешла в шестой класс, программа проходит по семейной форме обучения, – рассказала Асия. – В Финляндии была в адаптационном классе для эмигрантов, а сейчас учится в четвертом классе по финской программе. Учитель преподает здесь все предметы, кроме английского.

Учиться сразу в двух школах очень тяжело, но мама делает все, чтобы дочь успевала. На семейном обучении задают очень много. Выполненные задания пересылают, а домашку с музыки и физкультуры снимают на видео. Есть очень важное правило: ребенок обязательно должен посещать финскую школу. Если без уважительной причины он не пришл на занятия, это может заинтересовать соответствующие органы и ребенка могут изъять из семьи, а маму отправить на курсы отцовства.

Здесь очень интересный подход к обучению: почти нет тетрадей, все задачи детки делают в изданных учебниках, – рассказала Асия. – Канцелярию мы тоже не покупали – нам все дали в школе. Есть в программе уроки религии. Детки, исповедующие, например, православие, ездят в другую часть города на такси, оплачиваемом школой. Обратно дети возвращаются на автобусе.

Атмосфера в классе дочери царит приятельская, хотя, кроме Миланы, никого из Украины в коллективе нет. Одна девочка понимает русский язык, с ней дочь Асии дружит.

учеба за границей

Милана – девочка спортивная, профессионально занимается футболом, играет за шведско-финский клуб, ездит на соревнования и мастер-классы.

Но поддерживать и платить за хобби здесь очень дорого, – говорит Асия. – Например, месяц занятий футболом стоит 40 евро, а костюмы, футболки, бутсы и мяч вышли – 600 евро. Участие команды в соревнованиях тоже оплачивается из кошелька родителей.

учеба за границей

Младший сын Асии Вадим перешел в 4 класс в украинской школе. В финском весь прошлый год он учился в интеграционном классе с другими украинскими детьми, поэтому он перешел во 2 класс финской школы.

Вадим неплохо разговаривает на финском, поэтому одноклассники из финского класса даже не догадывались, что он из Украины, пока на День флага сын не пришел в школу в футболке с украинским флагом, – с улыбкой рассказывает женщина. – Сын очень активен на уроках, постоянно поднимает руку. Говорит, что в финском втором классе он отличник и смеется. Я отвечаю, что легко быть отличником, когда ты всю программу выучил еще два года назад, а теперь повторяешь.

Питание в школе бесплатное и обязательное. По принципу шведского стола – ребенок может взять по одному блюду – первое и второе, салат и фрукт. Пить детям предлагают молоко или воду, которую можно набрать из крана даже в местах общего пользования.

учеба за границей

Каждый перерыв дети проводят на улице, учителя идут играть вместе с ними. К ученикам также присоединяется директор школы – он охотно гоняет с детьми в футбол или другие подвижные игры. Кстати, у директора есть свой класс, где он преподает свои предметы. В 6 класс включительно все предметы ведет только один учитель, которому могут предоставлять 1 или 2 помощников.

Младшим девочкам-близнецам Асии Лиге и Софийке было труднее всех интегрироваться. Им было всего 5 лет, когда пришлось идти в финскую школу, ведь этот возраст – это норма, чтобы начать обучение в нулевом классе.

Так мои девочки сразу оказались в финской школе с 16 финскими детьми, – вспоминает Асия. – Ни воспитатели, ни одноклассники не знали украинского и русского, девочкам было тяжело, страшно и некомфортно. Лиза первые две недели постоянно ревела. А потом в их группу попал чеченский мальчик, который разговаривал по-русски и начал девочек бить и обзывать плохими словами. Делал это, когда воспитатели не видели, иногда даже толкали моих детей. Я пыталась с помощью телефона перевести воспитателям и родителям мальчика, что он делает. Но ничего не помогало. Плакали мои девочки, плакала и я за своих дочерей.

Однажды маленькая Лиза просто избила парня: и на этот раз разобраться в ситуации вызвали родителей хулигана и Ассию. Женщина сказала мальчику, если он не перестанет оскорблять девочек, то с ним будут разговаривать полицейские. Это подействовало и оскорбления наконец-то прекратились.

учеба за границей

Вообще учителя делали все, чтобы дети хорошо себя чувствовали в коллективе, – говорит Ассия. – Сейчас девочки пошли в 1 класс финской школы, хотя в Украине они перешли во второй. В школе им очень нравится, говорят, что хотели бы ходить в неё и в выходные.

Если не брать языковой вопрос и редкие проявления буллинга, вопросов со школой у детей Аси практически не было. Сложнее всего было в прошлом году, когда Милане и Вадиму приходилось ездить в школу двумя автобусами, а малым ехать на автобусе, а потом еще идти пешком 2 км. Сейчас семьи пошли на встречу и 4 детей перевели в одну школу. Семья снимает квартиру возле школы, поэтому сейчас на учебу ездит только старший сын Ассии.

Швеция: еды до отвала и обязательное плавание

Елена Дерипаска с дочерью Юлей сейчас в Стокгольме – столице Швеции. Елена очень ответственная мама, к тому же психолог, разбирающийся в особенностях развития детей, поэтому она рассказала нам о шведской школе сквозь профессиональную призму.

Юля – ученица первого класса в шведской школе, в ее классе еще 25 детей. На это количество учащихся есть сразу три учителя – классный руководитель и его помощники, работающие сменами. Помощники следят за дисциплиной в классе.

учеба за границей

Детей не ругают, если они говорят или плохо себя ведут, – говорит Елена. – Их просто выводят из класса и занимаются отдельно тем, что учащийся хочет. Это очень положительная практика, ведь у ребенка могут быть кризисы взросления, особенности нервной системы или плохое самочувствие. Учитель и помощники играют с ребенком в школе или на площадке в настольные или активные игры.

Личность ребенка ценят в шведской школе. К ее мнению прислушиваются. Учеников всячески мотивируют к тому, чтобы им было интересно ходить на учебу. Если, скажем, ребенок придет в школу в пижаме с нечесаными волосами – его никто не будет ругать, ведь у малыша может быть плохое настроение, но он все равно пришел, пусть даже в таком виде.

Это положительный момент, – говорит Елена. – Важно прислушиваться к желаниям ребенка, не прекращать его деятельность. Например, даже если ребенок вымазывается в грязи, бегает по кустам – никто его за это ругать не будет. Одежда от таких игр очень быстро портится, но это норма. Я видела, как дети катаются с горки в грязь, и никто даже не подумал остановить их. Эти дети выглядели счастливыми.

Детей еще в начальной школе учат коммуникации друг с другом, рассказывают об этике поведения, например, что внешний вид – это закрытая тема, которую нельзя между собой обсуждать. Многие задачи направлены на выполнение вместе, чтобы учащиеся могли делиться эмоциями, информацией и не замыкались в себе.

учеба за границей

В Швеции всех без исключений детей учат плавать.

Здесь много воды, поэтому все должны уметь держаться на воде, – говорит Елена. – Это безвозмездно и, если ребенок плавает не очень хорошо, ему даже дают дополнительные тренировки.

В школе учат понимать предметы, а не зубрить наизусть. Ученики часто самостоятельно работают над темами, но учитель открыт для помощи и консультации. Если учителю нужно показать детям видео, они делают это с помощью проектора и белой доски.

По пятницам родители ничего не дают детям кроме сменной одежды и полотенца, потому что дети ходят на спорт.

учеба за границей

Перерыв всегда проходит на улице и в любую погоду.

На площадке дети не сидят на месте, есть много интересного оборудования, которое помогает воспитывать выносливость, изобретательность и проявить себя, – рассказывает Елена. – Все эти сетки, турники и прочее развивают психические процессы ребенка, пространственное представление, подвижную сферу, моторику, точность выполнения движений. Дети постоянно двигаются, у них есть долгие перерывы, они не сидят постоянно на уроках.

Домашние задания здесь вообще небольшие. Это сделано, чтобы у ребенка после школы было свободное время для себя и на кружки. По пятницам домашка легкая – нужно прочитать текст и ответить на вопросы в тетради.

Что касается еды, то детей в школе кормят очень хорошо – на шведском столе есть овощи, фрукты, углеводороды, фасоль, рыба, мясо. Есть можно столько, сколько хочется, потому что считается, что сытые дети лучше учатся и поведение лучше. Родители не дают детям ланч-боксы, а только воду и фрукт, хотя это не обязательно.

Праздники в школе не празднуют как-то особенно, – рассказывает Елена. – За бюджет школы покупают все атрибуты – еду, украшения. Учителя и ученики наряжаются в разных персонажей. Недавно был праздник 70-летия школы, всех просили одеться в стиле 50 лет. Детям давали попкорн, сок и сладкую вату, был концерт и фокусник. Цель – показать, что все дети имеют равные возможности и получаю все равно.

Канцтовары и тетради детям также дают одинаковые, все бесплатно. Для обучения ноутбуки и планшеты, которые можно взять домой, если нужно закончить проект или тему.

В днепровской школе Юлия перешла во второй класс, который учится по системе «Интеллект Украины». Проблем с учебой у девочки нет, в обеих школах все выполняет отлично, но у шведской девочке еще немного не хватает словарного запаса, потому что язык достаточно сложный для изучения. Елена говорит, что шведские учителя очень помогают и создают комфортные условия для ребенка и мамы. Хорошие отношения сложились и с учителем украинской школы. Она очень заботливо относится к детям и контролирует обучение. Она говорит малышам, что сложности в учебе – это препятствия, которые ты должен пройти, чтобы потом стало приятно за себя.

Напомним, ранее мы писали: "Лучшего образования, чем в родной Украине, не встретила". Как дети из Днепра учатся в Норвегии и Великобритании