История Вокзальной площади Днепра: уникальные факты (Фото)

В сети опубликовали историю создания и строительства Вокзальной площади Днепра с историческими фото.

Об этом корреспондент "ДП" узнал на странице Екатеринославлъ-Днепропетровск.

В Днепре площадь Вокзальная (до недавнего времени — Площадь им. Петровского) — является самым законченным и великолепным архитектурным ансамблем города середины ХХ века.

Происхождением своим эта площадь обязана Екатеринославской казенной суконной фабрике, в границы которой данная территория входила на протяжении нескольких десятилетий.

Уже на плане города 1793 года, на котором впервые указывается строящийся комплекс фабрики, отмечено еще одно обширное пространство.

Именно это пространство спустя еще несколько десятилетий заняла всем нам известная привокзальная площадь.

ploshhad

Формирование привокзальной площади началось после решения Городской Думы от 17 марта 1879 года «дать бесплатно для станции и рельсового пути городскую землю сколько потребуется» в полное владение железной дороги, а также предоставить во временное владение столько земли, сколько необходимо будет для строительства.

Земля для строительства станции была выделена. Кроме земли, железной дороге были переданы два трехэтажных корпуса бывшей суконной фабрики.

Одновременно со станцией было построено здание вокзала, соответствующее станции II класса, решенное в неорусском стиле.

По неподтвержденным данным, автором проекта вокзала был архитектор И.П. Ропет — один из крупнейших архитекторов, работавших в этой стилистике.

ploshhad1

Перед зданием вокзала был создан большой сквер с кольцевой подъездной аллеей, которая через проезд между бывшими фабричными корпусами соединялась с Екатерининским проспектом.

Корпуса бывшей фабрики были реконструированы под управление железной дороги, и жилой дом (стоял у пересечения Проспекта и Вокзальной площади).

В ходе реконструкции главные фасады корпусов получили отделку, аналогичную неорусской стилистике здания вокзала. В 1890-е годы подъездная аллея была ликвидирована.

Вместо нее перед вокзалом была создана небольшая, прямоугольной формы в плане, Привокзальная площадь, на которой был устроен овальный цветник с фонтаном и двумя проездами к Екатерининскому проспекту.

В 1895-97 годах, во время строительства вокруг цветника поворотного круга для трамвайной линии «Вокзал-Соборная», площадь несколько перепланировали: были расширены проезды, изменены границы площади, и в целом она приобрела треугольные очертания.

Кроме станционных сооружений, на площади строится 1-е железнодорожное начальное училище с ремесленными мастерскими, собственным приемным покоем и обширным садом.

На Проспекте напротив проезда к площади строится двухэтажное здание Общества потребителей железной дороги. Кроме того, в самом здании вокзала расположилась школа телеграфистов.

ploshhad4

В 1902-1907 годах на территории железной дороги ведется строительство нового комплекса служебных зданий. Между Привокзальной и Покровской (нынешняя пл. Старомостовая) площадями была прорезана улица Комендантская (современная ул. Вокзальная).

Самое крупное здание нового комплекса — Управление железной дороги — было построено на углу Екатерининского проспекта и улицы Привокзальной (пр. Дмитрия Яворницкого, 108).

Между Управлением и Комендантской улицей построены типография, жилые дома, отделение кондукторских бригад, комендатура дороги, котельная и ряд других зданий.

Здание Управления и котельной были возведены по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова, который разработал и схему генплана этого квартала. Остальные сооружения проектировались специалистами службы путей и зданий железной дороги.

Параллельно со строительством новых корпусов был выполнен и капитальный ремонт вокзала. Здание немного перепланировали и вынесли в отдельные деревянные корпуса залы ожидания 3-го класса и пригородных пассажиров.

Хотя в 1910-х годах железной дорогой и предполагалась реконструкция всей станции, и даже строительство нового здания вокзала, никаких реальных действий в этом направлении предпринято не было.


ploshhad5

За годы гражданской войны площадь изрядно обветшала. Станция, вокзал и площадь находились в эпицентре практически всех городских боев. Здания обстреливали, грабили, выводили из строя оборудование.

Деревянные корпуса исчезли в печах горожан. Трамвай стал. Цветник исчез. Неудивительно, что в первые мирные годы основное внимание уделялось именно восстановлению разрушенного и поврежденного. Только в 1930-х годах был поднят вопрос о кардинальной реконструкции площади.

В 1934 году харьковским архитектором Е.А. Лымарем по заказу Сталинской железной дороги был выполнен проект постройки нового днепропетровского вокзала и реконструкции Привокзальной площади.

Проект не был принят, так как его признали слишком формалистичным и не соответствующим изменившимся вкусам общества. Как второстепенная причина указывалась несвоевременность столь масштабной и дорогостоящей реконструкции.

Но заложенные в проекте Лымаря идеи по организации пространства площади — широкий выход на Проспект, создание продолжения Проспекта, расширение улицы Комендантской — были приняты во внимание и использовались в последующих проектах.

Вместо несостоявшейся глобальной реконструкции, в 1936 году было выполнено благоустройство площади, построены каменные ограды, созданы бульвары, скверы и цветники, уложен асфальт.

В 1941 году площадь вновь оказалась в эпицентре боевых действий. Были разрушены вокзал и все здания, расположенные по улице Привокзальной, а также Управление железной дороги.

Оккупационные власти, приняв меры к восстановлению работы станции, не особенно беспокоились о восстановлении площади.

В это время она представляла собой фактически груды руин с отдельными, чудом уцелевшими стенами. Бои 1943 года практически ничего не добавили к общей картине.

Проектом послевоенного восстановления проспекта Карла Маркса вновь предусматривалось существенное расширение Привокзальной площади и превращение ее в представительную транспортную развязку — настоящие ворота города.

Однако первоочередные работы по восстановлению площади были далеки от проектных предложений.

Здесь строится временное пассажирское здание (современные предварительные кассы вокзала), восстанавливаются здания комендатуры (позже линейный отдел транспортной милиции), железнодорожной школы по улице Вокзальной, восстанавливается Управление железной дороги.

Начато было строительство только одного нового сооружения — железнодорожного вокзала. Он строился по проекту архитекторов А.Н. Душкина и И.М. Потрубача. Проект вокзала был утвержден весной 1945 года.

В конце апреля уже было отдано распоряжение о начале строительства первой очереди, которое предполагалось завершить в этом же году. Предполагалось использовать для нового здания кирпич и тесаный гранит из разобранных руин старого вокзала.

Однако начать строительство удалось только в марте 1946-го. А уже в 1947 году обнаружилась просадка фундамента. Строительство было законсервировано, началось исследование грунтов, проект был переработан.

В 1948 году был утвержден новый проект вокзала, строительный объем которого был существенно уменьшен по сравнению с первоначальным.

Возобновить строительство удалось только в 1950 году. Здание вокзала было окончено в 1951 году, а пассажирские тоннели под путями — в 1953 году. Вокзал являлся одним из крупнейших строений, возведенных в СССР в ходе восстановительного периода.

При всей внешней импозантности его здание в свое время оценивалось как очень неудачное. Вокзал проектировался из расчета единовременного нахождения в нем 1400 пассажиров и должен был иметь строительный объем 31 000 м3, что на 8000 м3 больше, чем у старого здания. Фактический объем вокзала превышает 57 000 м3.

Почти в два раза завышена стоимость строительства. В то же время площади вокзала недостаточны для обслуживания проектного количества пассажиров, планировка запутана и неудобна, отсутствует ряд необходимых помещений.

Разработанный в 1948 году проект реконструкции Привокзальной площади в течение нескольких лет перерабатывался. Были уменьшены ее размеры, упрощен план, изменены решения размещаемых вокруг зданий.

К 1950 году уже были закреплены земельные участки под строительство. Но строительство на Привокзальной площади и прилегающей к ней части Проспекта было начато только в 1953 году, а окончено в 1956 году.

По итогам комплекс застройки Привокзальной площади, разработанный днепропетровским Облгорсельпроектом (авторский коллектив: Щербаков Д.И., Зуев В.А., Мартынов В.А., Заиченко И.Р., Ветвицкий Л.Р.), получил вторую премию Минстроя УССР и третью премию за семиэтажный жилой дом на 69 квартир (пр. Дмитрия Яворницкого, 123).

Совершенно новая, хотя и не вполне завершенная, площадь еще в ходе строительства стала одним из символов возрожденного Днепропетровска. В 1966 году, усиливая идеологическое значение, площади присвоили имя «Ленинского комсомола». Но вскоре идеологическая программа была несколько подкорректирована.

В 1976 году на площади, по проекту скульптора К.И. Чеканева и архитектора В.Г. Сотникова, был открыт памятник Г.И. Петровскому (снесен в январе 2016 года), после чего площадь получила имя бывшего всеукраинского старосты, которое носила вплоть до 2015 года. 26 ноября.2015 года площадь имени Петровского была переименована в Вокзальную площадь.

Смотрите также: Сериал «Сваты» теряет еще одну звезду кино