Итог выборов: пенсионеров пора отстранять?
Главный итог прошедших выборов, исходя из полученных ЦИК результатов голосования за политические партии и по результатам личных наблюдений в одномандатных округах: до светлого будущего Украине по-прежнему далеко. Хотя на шаг она к нему все же приблизилась.
Симоненко в оркестровой яме.
Надежды на реванш, которые питала оппозиция в лице Партии регионов, переформатированной в объединение «Оппозиционный блок», а также КПУ – развеялись как дым.
В 2006-2007 гг., да и в 2010 на президентских выборах они удачно сыграли на разочаровании властью - когда народ, устав от безалаберности и воровства «оранжевых», от безнадеги голосовал за их оппонентов. В общем-то и сейчас у избирателей есть все основания быть недовольными недолгим правлением вернувшихся «демократов».
Стремительный рост цен в магазинах при замораживании и даже снижении зарплат, скачкообразный рост тарифов ЖКХ и перспектива замерзнуть зимой при еле теплых батареях, сворачивание системы государственной социальной помощи, неудержимо растущий доллар и новые налоги для беднейших на фоне жирующих олигархов – не добавляют баллов в рейтинге.
Однако провал политсил, традиционно представлявших в Верховной Раде юг и восток Украины, связан не только с отделением Крыма и оккупацией части Донбасса.
Решающим стал другой фактор: полнейшая идейная дискредитация регионалами и коммунистами себя во время Евромайдана и последовавшей войны на Донбассе.Нынешние оппозиционеры, которые тогда были властью, оказались не способны отстаивать убеждения своих избирателей, защитить их выбор.
Не смогли и не захотели предотвратить войну и раскол. Вот почему вместо 20%, на которые рассчитывал ОБ, у них набралось лишь около 10% голосов.А КПУ и вовсе свалилась с подмостков украинской политической сцены в оркестровую яму. И это, кажется, приговор. Выбраться из нее команда Петра Симоненко уже вряд ли сумеет.
В целом по Украине, на первый взгляд, сохранилось разделение. Так, в Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Луганской и Донецкой обл. опять победил ОБ, декларирующий совковую (но не советскую) идеологию и ориентацию.Но если сравнивать с предыдущими выборами-2012, то во-первых, надо отметить потерю «синими» юга Украины.
Херсонская и Николаевская Одесская обл., в которых они побеждали в 2012, сейчас предпочли голосовать за умеренную «оранжевую» политсилу – БПП. В Одесской обл. только в 5 округах победа у ОБ, в остальных 6 – у БПП.Во-вторых, даже в базовых регионах поддержка «синих» заметно упала. Не берем результаты по Донбассу, там провести выборы нормально мало где удалось.
А в Запорожской обл. обвал с 40,95% до 22,18%, в Днепропетровской - с 35,79% до 24,27%. Даже небольшой прирост по Харьковской обл. с 29,34% до 32,16% не смог компенсировать падение симпатий к вчерашним лидерам общественного мнения юго-востока.
Тем не менее, на тех участках в Днепропетровской обл., которые автору удалось посетить в качестве наблюдателя, ОБ побеждал с большим отрывом – 27-33% голосов.А коммунисты набрали 1-2% от числа пришедших избирателей, т.е. полный провал в базовых областях таки действительно имел место.
Личное впечатление: голосовали за ОБ главным образом пенсионеры. Старенькие дедушки и бабушки, которые шли к кабинкам, еле передвигая ноги.Больно было на них смотреть и если уж совсем откровенно, не готов утверждать, что эти люди четко понимали, что сейчас происходит в стране, за кого они голосуют и что выбирают для себя и для своих внуков, для Украины.
В этом контексте инициатива о введении верхнего возрастного ценза в 60 лет для избирателей не кажется такой уж идиотской. А что касается аргументов о дискриминации прав человека, то в украинских реалиях говорить об этом – сплошное фарисейство и лицемерие. Ведь разве тот факт, что эти люди влачат нищенское существование на жалкую пенсию, что государство не обеспечивает им достойное медицинское обслуживание – это не дискриминация их прав, записанных в Конституции Украины?
Или тогда надо отменять и нижний возрастной ценз, разрешающий голосование на выборах с 16 лет – дабы не ущемлять права тинейджеров и детей. Да и положение, согласно которому президентом Украины может быть избран гражданин не моложе 35 лет, тоже в таком случае надо рассматривать как дискриминацию молодого поколения.
Возможно, аспект о верхнем цензе для голосования учтет Комитет избирателей Украины, который готовит предложения, запрещающие участие в выборах для заключенных. И дело тут опять же не в ущемлении чьих-то гражданских прав, а в невозможности ими нормально воспользоваться. На спецучастке в колонии, расположенной на территории нашего округа, явка была 100% и все как один осужденные проголосовали… правильно, за БПП.
Аналогичная картина в других округах. Традиционно на всех выборах явка в колониях 100% и при этом голоса отдаются на 100% в поддержку провластной партии. Это говорит только об одном: участие подневольных людей в выборах является чистой воды профанацией и рудиментом пресловутого админресурса.
Свет в конце тоннеля.
Ну а молодежь на выборы все же шла. Думается, что это именно их голоса дали на участках, где присутствовал автор, 0,39% за «Правый сектор», 1,76% за ВО «Свобода», 5,09% за «Самопомощь». Примерно столько молодежи где-то и пришло. В этом контексте можно сказать о позитиве: этот результат показал, что будущее у Украины как единой страны есть.
Вопреки утверждениям кремлевских экспертов и политиков о неоднородности этого «сложносочиненного государственного образования». Хотя история образования Украины в нынешних границах действительно была непростой, тут они правы.
Но, как показали результаты голосования на Днепропетровщине, идеологический раскол на запад и восток/юг существует прежде всего в сознании старшего поколения, выросшего в СССР. А у молодежи по всей стране примерно одинаковые взгляды на политические ценности. Именно на этой платформе может, наконец, родиться общенациональная идея, о которой говорилось все 23 года современной независимости. Именно она станет залогом единства и построения реального сильного государства.
Так что в свете результатов на досрочных выборах в Верховную Раду, полученных на участках юго-востока, известное заявление Владимира Путина о несостоятельности «проекта Украина» выглядит как попытка выдать желаемое за действительное.
Другое дело, что молодежи на выборах должно быть гораздо больше. Пока же большинство людей в возрасте до 50 довольствуются пассивной ролью баранов, готовых двигаться в направлении, которое указывает кнут пастуха.
Ломать - не строить, как говорится. Отстоять свой выбор гораздо труднее, чем собственно сделать его. При этом не стоит бояться ошибок. Их практически всегда можно исправить. Как это получилось с ВО «Свобода». Эта партия стала новым лицом украинской политики в 2012 году, впервые попав в Верховную Раду. Но кроме драк с регионалами ничем особо не запомнилась.
Разве что еще провокационными заявлениями, направленными на раскол украиноязычных и русскоязычных граждан. Да, еще было множество поваленных памятников Ленину. И все. Неудивительно, что на следующих выборах, то есть сейчас, партия Олега Тягнибока не смогла заручиться поддержкой даже 5% избирателей, необходимой для прохода в Раду по общегосударственному многомандатному округу.
Тем не менее, запрос на «свежую кровь» в парламенте остался. Отсюда и успех партии «Самопомощь», по сути сменившей «Свободу» в стенах ВР. Следует отдельно отметить, что наличие этого самого запроса некоторые политики поняли слишком буквально. Им показалось, что наличие новой вывески само по себе обеспечит желанный пропуск во власть.
Но как выяснилось, избиратель не готов голосовать за кота в мешке. Отсюда 0,11% у партии «Сила людей», 0,17% у партии «Единая страна», 0,42% у партии «5.10» – все в пределах статистической погрешности. То есть, вроде бы как они и есть, но с таким уровнем поддержки вроде бы как их на самом деле и нет. Тут уже все упирается в возможности донести свою позицию до избирателей.
Иными словами, проблема медийного обеспечения – а значит, финансирования политического стартапа. Но она актуальна именно для новых участников процесса. Потому что избиратели не поверили старым игрокам, которые попытались опять вскочить в седло под новой «крышей».
Поэтому 0,12% голосов у «Новой политики» Владимира Семиноженко, вице-премьера времен В.Януковича, 2,65% у партии «Заступ» Веры Ульянченко, главы президентской администрации времен В.Ющенко и т.д. В принципе, сюда можно отнести и 3,11% у «Сильной Украины» Сергея Тигипко, еще одного вице-премьера времен В.Януковича, а также 3,1% «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, министра обороны времен В.Ющенко.
Что же касается успеха «Народного фронта» премьера Арсения Яценюка и БПП, то он полностью объясняется результатами социологических исследований, которые проводились ранее.
По данным опроса, проведенного в июле-августе Институтом социологии Национальной академии наук Украины, граждане больше не переживают из-за ухудшения материального положения, которое им обеспечили А.Яценюк и компания. На первом месте среди наиболее актуальных опасений 62% назвали угрозу нападения на страну внешнего врага.
На втором месте - распад Украины как государства, которого опасаются 48%, далее следуют страх возникновения межнациональных конфликтов и массовых уличных беспорядков, 34% и 33% соответственно. Введение властью новых налогов, коррупция в руководстве страны, рост цен, невыплаты зарплаты, безработица и рост преступности, а также страх потерять здоровье – все эти потенциальные проблемы и угрозы отошли сейчас на второй план.
Такие настроения в обществе создают более чем благоприятную почву для всевозможных злоупотреблений власть предержащими – чем они весьма успешно и пользуются. Ореол патриотов-державников служит надежной индульгенцией, как показали прошедшие выборы. Хотя очевидно, что бесконечно так продолжаться не может. И либо руководство страны все же сумеет подняться над собой на действительно государственный уровень мышления, либо еще одна революция в Украине просто неизбежна.