Люстрация. Как это было в других странах.

Сегодня, 16 октября, вступил в силу закон об очищении власти, который был опубликован 15 октября.

Законом определены правовые и организационные основы проведения процедуры очищения власти от лиц, определенных этим законом, с целью утверждения в обществе верховенства права, законности, повышения эффективности борьбы с коррупцией.

Данный закон предусматривает норму, согласно которой лица, занимавшие руководящие посты во время президентства Виктора Януковича и находившиеся на этих должностях в течение 1 года, должны быть уволены с занимаемых должностей в течение 10 дней после вступления в силу этого закона.

Люстрация - что это такое?

Смена режимов правления зачастую сопровождается разоблачениями и связанными с этим судебными и обличительными процессами. Термином "люстрация" уже никого не удивишь, его знают даже самые непросвещенные.

Этот термин возник еще в Древнем Риме. И в Древнем Риме и Древней Греции это слово означало обряд очищения младенца путем приношения жертв богам.
В современных условиях, задаваясь вопросом: «Люстрация - что это?», можно говорить о процессах очищения всех уровней власти от определенного вида чиновников.
Чаще всего люстрация касается всех высокопоставленных чиновников государства, а также всех представителей системы правопорядка и безопасности страны.
Министры, представители исполнительной и законодательной власти, сотрудники органов безопасности, судьи и милиционеры – вот неполный список государственных служащих, в отношении которых используется понятие "люстрация".

Для чего используется люстрация?

Инициаторами процесса всегда выступают новые, пришедшие в ходе какой-то революции (или государственного переворота) власти. Они стремятся всеми силами показать свою непричастность ко всему происходившему в стране до них. Зачастую народ страны переносит все "заслуги" предыдущих правителей на новых. И это совершенно не повышает лояльности людей к новой власти, а, скорее, усугубляет и без того сложные переходные процессы. Поэтому новая власть принимает закон о люстрации, где оговариваются условия, согласно которым чиновники могут занимать свои должности. Всех, кто так или иначе причастен к нарушению прав человека, угнетению народа, фальсификации политических и исторических фактов и т. д., не допускают в органы управления, созданные новым режимом.

Как это было в других странах.

Польша

Сама идея люстрации изначально состояла в том, чтобы отстранить от возможности занимать должности в государственном управлении и местном самоуправлении лицам, которые были причастны к ущемлению прав и свобод граждан коммунистической Польши.

Речь шла о восстановлении справедливости: бывшие представители коммунистической власти должны понести ответственность за совершенные по отношению к обществу несправедливости. Другой важный момент - национальная безопасность. Бывшие тайные сотрудники, которые попали в высоких должностях в ноую власть, могли стать объектом шантажа разведок других стран. Итак речь шла не только о тех, кто работал на спецслужбы. Речь шла о том, чтобы в новой Польше произошла смена политических поколений и не состоялось возвращение старых кадров, реакции и свертывания реформ.

Идея провести люстрацию материализовалась в первых парламентских законопроектах только в декабре 1991 года. Но тогда до дела не дошло. Следующая попытка проголосовать в Сейме по этму вопросу была реализована в конце мая 1992 года. Именно тогда произошел первый крупный скандал вокруг люстрации. За пару недель Конституционный суд объявляет вывод о том, что Люстрационное постановление противоречит Конституции. Так в спешке и амбиции политических конкурентов закончилась первая попытка люстрации в посткоммунистической Польше.

Первый закон о люстрации был принят через 5 лет после «Ночи папок». Окончательно польское люстрационное законодательство сформировалось только в 2006-2007 годах.

Теперь закон обязывает всех, кто выполняет публичные функции, пройти через люстрационную процедуру: от президента страны, правительства, парламентариев, депутатов местного самоуправления, судей, прокуроров и адвокатов до ректоров и проректоров вузов.

Была также попытка включить в этот список журналистов, банкиров, биржевых работников, директоров частных школ и даже руководителей спортивных ассоциаций. Но Конституционный суд признал эти положения в последней редакции закона неконституционными, и изъял их.

Процедура люстрации является достаточно сложной. Человек, стремящийся занять должность в органах государственной власти или быть избранным, должен составить объяснение по своему сотрудничеству с органами безопасности коммунистической Польши.

Функция проверки признаний фактами возложена на работников Люстрационного бюро Института национальной памяти (далее ИНП), который сохраняет архивы спецслужб коммунистической Польши. Отказаться - нельзя. Врать - нельзя. И первое, и второе, в конце концов, закончится увольнением, или отставкой. Нарушением считается как факт самого сотрудничества со спецслужбами, так и факт лжи обществу.

В случае, если суд устанавливает факт люстрационной лжи, виновник может быть лишен права избираться в парламент или в местное самоуправление на срок от 3 до 10 лет. Такие случаи в новейшей истории Польши были. В частности, депутат Сейма Рышард Смолярек потерял мандат в июле 2001 года после того, как суд признал его виновным в люстрационный лжи.

Институтом люстрации руководит Председатель, кандидатуру которого выбирает Совет ИНП и назначает Сейм и утверждает Сенат. Процедура выборов в Раду ИНП является достаточно сложной. Часть Совета ИНП назначает Президент, часть - парламент. Этот подход критикуют именно за то, что ИНП должен руководствоваться публичным интересом, то есть работать в интересах всего общества, а участие госучреждений в назначении руководителей ИНП приведет к определенной их зависимости от политических раскладов.

Венгрия


В Венгрии история люстрации начилась в 1992 году с принятия закона Зетени-Такача, установившего привлечение к уголовной ответственности без срока давности лиц, совершивших в декабре 1944 - мае 1990 года "измену Родине". Предусматривались наказания вплоть до пожизненного заключения. Проблема заключалась в том, что под формулировку "измена Родине" можно было, при желании, подвести любого участника советско-венгерского сотрудничества тех лет.

Основные вопросы, вокруг которых развернулись люстрационные дискуссии, касались судьбы информаторов спецслужб, архива Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП), а также права граждан на информацию. После довольно длительных и витиеватых разбирательств Конституционный суд Венгрии в 1994 году принял решение, суть которого примерно сводилась к следующему: список агентов может быть открыт обществу, если есть публичный интерес в раскрытии прошлого агентов. Публичный интерес будет оправдан, если оспариваемое лицо желает принять публичную должность.

В контексте вопроса об архиве ВСРП суд подчеркнул значение свободы информации, установив, что права исследователей на доступ к этим документам были более обоснованными, чем требование хранить документы в тайне.

Как видим, право на доступ к информации, имеющей публичный интерес, достаточно широкое, но не безгранично. Прошлое поведение людей, ныне известных в политической жизни, общество должно знать. Люстрация известных представителей государства конституционно умная, но опубликования полного списка агентов как такового нет.

Чехия и Словакия

"Охота на ведьм" или "Новый Нюрнберг" - так называли многие общественные деятели в Чехословакии (Чехии и Словакии) меры, принятые после принятия Закона 1991 о декоммунизации, согласно которому бывшая коммунистическая номенклатура, сотрудники государственной безопасности и коллаборационисты увольнялись или понижались в должности .

Список лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948-1989 годах, включал 140 тысяч имен. Этих людей в течение 5 лет надлежало подвергнуть проверке. Лицам, принимавшим участие в подавлении прав и свобод (кадровым сотрудникам и агентам спецслужб, функционерам компартии, политическим руководителям госбезопасностью), на 5 лет запрещалось занимать ответственные посты в госорганах.

В Законе устанавливались следующие основные правила ритуалов политического очищения:

1) запрещалось занимать любые важные государственные должности бывшим партийным функционерам, работавших в годы правления коммунистического режима на должностях выше определенного уровня, офицерам определенного ранга и всем работникам и добровольным помощникам служб безопасности;

2) подлежали чистке только те лица, которые могли быть обоснованно обвинены в нарушении прав человека. Правительство было обязано представить доказательства их вины, а обвиняемые получали определенные процедурные гарантии, включая право на апелляцию;

3) подвергались процедуре люстрации все государственные служащие, занимающие определенные государственные должности или претендующие на эти посты. Несмотря на сопротивление президента Вацлава Гавела ("Все мы должны", - говорил он), прошли массовые проверки на "СДБ-позиитвнисть" (СДБ - Служба государственной безопасности). "Раскрытым" чиновникам предписывалось немедленно освободиться со службы.

Однако применение закона в отношении засекреченных внештатных сотрудников СДБ - тайных информаторов - осложнялось отсутствием достоверной информации о сотрудничестве.

Словакия

Противоположная ситуация сложилась в Словакии. Процедура люстрации оказалась здесь совершенно недейственна, поскольку коммунисты пользовались популярностью среди населения. Многие судьи с сомнительным послужным списком занимают свои должности и при нынешнем правительстве.

Болгария

Основная борьба в Болгарии развернулась вокруг закона о декоммунизации науки и образования. Он был принят в декабре 1992 года и запрещал бывшим активистам Компартии, преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах. Однако принятие парламентом закона, запрещающего разглашение содержания досье тайной полиции, помешало всем усилиям в области декоммунизации.

Эстония, Латвия и Литва

Особенностью люстрационного процесса в странах Прибалтики стал его этнический подтекст, хотя, естественно, найти подтверждение в законах не удастся. А начиналось все, как и во многих других странах бывшего соцлагеря, с призывов признать деяния, совершенные репрессивными органами, преступлениями против человечества, а органы, которые действовали в Прибалтике после 1940 года, - преступными организациями. Соответствующий закон был принят в 1993 году Верховной Радой Латвии.

И в Латвии, и в Литовской республике, согласно законам, действующие кандидаты в депутаты парламента подвергаются проверке на предмет связей с зарубежными разведками. А бывшим сотрудникам иностранных (советских или других) спецслужб запрещается выставлять свою кандидатуру для участия в парламентских выборах.

Примечательно, что в Прибалтийских государствах, в отличие от других восточноевропейских стран, практически не было дискуссий в обществе. Большинство коренного населения приветствовали  такие шаги своих правительств.