Минфин хочет закрыть каждое пятое малое предприятие

Очередная налоговая реформа декларирует уравниловку. В действительности же речь идет о простом сужении круга лиц и компаний, допущенных к фискальным преференциям

На прошлой неделе министр финансов Наталья Яресько презентовала общественности проект налоговой реформы. Главных новаций две, первая - единая налоговая ставка для подоходного налога, НДС и налога на прибыль - 20%, в перспективе, в 2018 году, объединение налога на доходы физлиц и единого социального взноса с сохранением 20-процентной ставки для "гибрида". На сей раз лозунг об уменьшении налогового бремени Минфин заменил на декларацию о создании равных условий. Ведь налоговая реформа предполагает увеличение налоговых ставок, а об этом говорить не комильфо. Например, сейчас ставка налога на прибыль составляет 18%, подоходного налога, который удерживается с зарплат - 15-20%. Не говоря уже о том, что в случае введения минфиновской уравниловки 20% вместо 5-ти придется платить и с дохода при продаже движимого и недвижимого имущества (чаще раза в год). Интересно другое: рискнет ли Минфин так же безжалостно поступить с самыми богатыми украинцами и ввести 20-процентное обложение дивидендов с акций и корпоративных прав, с которых сейчас уплачивают 5%?

 В подобную детализацию Яресько не вдавалась, сообщив лишь следующее: "Мы предлагаем заменить налоговые льготы предоставлением прозрачной прямой бюджетной поддержки". Если рассматривать 5-процентное обложение дивидендов, как льготу, то, возможно, уже очень скоро наши олигархи могут рассчитывать на индивидуальную бюджетную поддержку. Конечно, Яресько говорила не об этом: 20-процентный (вместо 7%) НДС вскоре будут уплачивать, скажем, фармкомпании, спецрежим отменят и для аграриев. Полученные в результате 9,8 млрд грн чиновники намерены направить в Специальный фонд бюджета. Безусловно, введение равных налоговых условий и повышение налоговых ставок в условиях бюджетного дефицита - шаг вполне оправданный. Но не сведется ли эта инициатива к тому, что к прямой бюджетной поддержке вместо сотен льготников будет допущен узкий круг компаний. Что даст им ни с чем не сравнимые конкурентные преимущества со всеми вытекающими последствиями.

Единственное ощутимое послабление для всех - снижение ставки единого соцвзноса с нынешних в среднем 41,5% до 20%. Но Минфин здесь пытается выдать за новацию то, что уже и без того закреплено законодательно. "С 1 января 2016 года Налоговый кодекс уже оговаривает введение в действие понижающего коэффициента для единого социального взноса, в результате чего работодатели будут платить 22%", - уточняет эксперт "Реанимационного пакета реформ" Илья Несходовский. Бюджетные потери от предстоящих изменений уже оцениваются в 23,3 млрд.грн. По словам Наталии Яресько, каждый процент снижения единого соцвзноса означает потерю пенсионным фондом 5 млрд.грн. И снова приходится верить правительству на слово. Поскольку развернутых расчетов, сколько получит бюджет от ликвидации льгот и сколько потеряет от уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда никто не давал. Впрочем, подстраховка для реформ уже найдена: президент Петр Порошенко пообещал договориться с МВФ о финансировании части дефицита госбюджета и Пенсионного фонда.


Второе глобальное изменение - пересмотр системы упрощенного налогообложения. После реформы останется три группы упрощенцев. В первой - физлица-предприниматели с годовым оборотом до 300 тыс. грн. Во второй - частники с оборотом до 2 млн.грн. и штатом работников не более 10. Они будут платить единый налог в размере 4% от оборота в 2016 году, 6% от оборота - в 2,17-м и 8% от оборота - в 2018-м. В третью группу попадут сельхозпредприятия с оборотом до 2 млн грн. "Изменение коснется только 15% плательщиков фиксированного сельхозналога или всего 6,5 тыс. небольших сельхозпредприятий из 41,6 тыс.", - подсчитала Наталья Яресько. Сейчас на упрощенке могут работать и предприятия, а верхний порог оборота установлен на уровне 20 млн грн. "Очередное перекраивание групп в упрощенной системе и сокращение максимального оборота с 20 млн. грн. до 2 млн. грн. в год (по официальному курсу НБУ это около $90 тыс. или $7,5 тыс. в месяц - "ДС") будет выдавливать в "тень" все мелкие магазины, торговые точки и частных предпринимателей или подтолкнет к закрытию. Абсолютно не учтено трехкратное падение курса национальной валюты, инфляция", - говорит глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь. По его мнению, предлагаемые нововведения приведут к закрытию 10-20% предприятий, работающих на "упрощенке".

Раздобыть деньги в Минфине обещают за счет урезания расходов на правительство, борьбы с контрабандой и реформы Пенсионного фонда. Существенную лепту - порядка $1,4 млрд. - хотят получить от одноразовой конфискации активов режима Януковича. Правда, как подчеркнула Наталья Яресько, для этого всего нужна политическая воля. Они привела пример Грузии, где конфискация активов богатейших людей позволила удвоить бюджет страны. Ставку делают и на щедрость международных кредиторов. Благо, договоренности с комитетом кредиторов о частичном списании задолженности позволят правительству дальше наращивать госдолг. Президент Петр Порошенко уже пообещал договориться с МВФ относительно финансирования части дефицита госбюджета и Пенсионного фонда.

Предложенная Минфином модель - отнюдь не единственный проект налоговой реформы. Главный конкурент Яресько - глава парламентского комитета по налоговой политике Нина Южанина. В ее концепции ставки налогов значительно ниже - подоходный налог, налог на прибыль и НДС на уровне 15%, а ЕСВ - 20%. В ближайшее время Наталья Яресько и Нина Южанина представят свои наработки парламенту, который и решит, какой будет фискальная система страны. По словам заместителя главы Администрации президента Дмитрия Шимкива, после проведения нынешней реформы в Украине будет введен мораторий на изменение налогового законодательства сроком на три года.