Осенью украинцев вместо выборов ждет спектакль с манипуляциями, подкупами и фальсификациями?

Округ №205 в Чернигове. Чем ближе дата довыборов, тем сильнее разгораются страсти. Значит ли происходящее, что осенью украинцев вместо выборов ждет спектакль с манипуляциями, подкупами и фальсификациями? О чем сигнализируют технологии нынешних довыборов, FaceNews поинтересовался у политологов, имеющих опыт работы политтехнологами в крупных предвыборных кампаниях прошлых лет. Местные выборы непременно будут сопровождаться такими и другими манипуляциями, считает политолог Ярослав Макитра, и на сегодня кандидаты присматриваются к происходящему на 205-м округе, чтобы понять, какие технологии могут сработать. В свою очередь, политтехнолог Анатолий Луценко подчеркивает: хаос в предвыборный период происходит с молчаливого согласия ЦИК, которая, несмотря на свои обязанности, не вмешивается в происходящее на 205-м округе. Надеяться на то, что ЦИК станет лучше работать осенью, нет оснований, уверен Луценко.

Политолог Ярослав Макитра руководил аналитическими службами политиков и имеет опыт ведения избирательной кампании кандидата-мажоритарщика. В интервью FaceNews Макитра подчеркнул: манипуляции в предвыборных кампаниях на местных выборах возможны, однако в силу изменения законодательства этоу будут другие злоупотребления, чем на довыборах в парламент.

Считаете ли вы, что скандалы на довыборах по 205-му округу означают, что осенью именно таким образом будут проходить все местные выборы?

Вряд ли можно говорить о том, что именно таким образом будут происходить местные выборы, потому что там другое законодательство. Округа будут завязаны на партийный рейтинг по округу, поэтому будут несколько другие технологии. Но то, что тенденции угрожающие — это очевидно. Вполне вероятно, что это могут быть последние мажоритарные выборы в Украине в таком виде, как они были, после тех скандалов, которые сейчас происходят на 205-м округе.

За время существования независимой Украины было много выборов. Отличаются ли они, по-вашему, по уровню злоупотреблений и фальсификаций? Если да, то при каких условиях фальсифицированность и коррумпированность уменьшается? Можно ли этого ожидать в октябре?

Местами фальсификации и злоупотребления будут. В общем, тотально — нет, потому что сейчас будут кандидаты, которые будут этому противиться. И будут отдельные округа и города, где граждане не будут вестись на такие попытки.

Наиболее вероятной такая угроза является не на выборах в городской или местный совет, а на выборах мэра, где существует прямая борьба кандидатов, не зависящая от партийного рейтинга. И нужно учесть такой момент: кандидаты сейчас присматриваются. Если те технологии, которые сейчас применяются в Чернигове, сработают, то, конечно же, у многих возникнет соблазн взять их на вооружение.

Закон о местных выборах, который недавно приняли — дает ли он больше возможностей для фальсификаций, чем предыдущий?

Сам закон редко дает возможность для фальсификаций. Фальсификация — это, собственно, его нарушение. А вот что касается манипуляций, то этот закон однозначно имеет ряд возможностей. Но они все связаны с усилением роли партий на местном уровне, что, наверное, не совсем уместно.

Сейчас авторитетный какой-то общественный деятель и представитель непопулярной по Украине партии не может пройти в местный совет, потому что, даже если он победит на округе, он должен ориентироваться на то, прошла ли его партия по партийным спискам. Наверное, это наибольший минус, который даст возможность партийным руководителям на местах загнать в свои партии авторитетных людей, которые хотели бы идти самостоятельно и выступить против действующей партийной системы, а теперь будут вынуждены идти на поклон в более рейтинговые партии. На этом фоне и будут происходить основные манипуляции.

Там сложная система подсчета, и все будет зависеть от ЦИК, от ОИК, от того, как они будут контролировать этот процесс.

Итак, независимые политики поставлены в условия, когда они вынуждены идти «на поклон» в большие партии. Когда же мы сможем поменять избирательную систему, чтобы новые силы и идеи могли включаться в наш политикум? Эти выборы не дадут уже такой возможности — а когда это может случиться?

Это местные выборы. Такие глобальные процессы скорее возможны на парламентском уровне, хотя, конечно, нужно и на местах их проводить. Есть в принципе возможность сейчас. Нужно просто, чтобы люди, которые видят для себя другое развитие событий для государства — чтобы они объединились в какую-то партию и у них была возможность проходить в органы власти. Сейчас очень мало времени, и эта лазейка очень ненадежная. Вряд ли будет создана какая-то новая партия, которая сможет объединить людей из разных регионов и провести их в органы власти.

Но можно говорить, что авторитетные деятели проходили в разные партии и группировались уже после выборов в самих органах власти. Мы видим, что эта идея не сработала в парламенте. Многие общественные деятели и журналисты пошли разными колоннами, в разных силах, но все-таки они, как правило, они играют по правилам тех сил, с которыми они пришли, они не смогли навязать свои правила. Мы видим, что ситуация консервируется, к сожалению, и вряд ли можно говорить о том, что в ближайшее время появится какая-то новая сила.

Анатолий Луценко — политтехнолог с многолетним стажем, руководитель оперативной службы Центрального штаба президентской кампании Виктора Ющенко, во время которой произошла Оранжевая революция и Ющенко таки стал президентом. Луценко считает, что манипуляции и подкупы расцветают в период перед выборами в том случае, когда Центральная избирательная комиссия им не противодействует, хотя это — ее обязанность. При этом, грядущие местные выборы в любом случае не могут позитивно сказаться на партийной системе Украины, так как новый закон к этому не располагает, уверен эксперт.


Законы для местных и для парламентских выборов не похожие. Но у нас проблема в том, оба они являются деструктивными, и так называемый новый закон тоже. Есть такое понятие — корупциоемкие. В них очень много дырочек, в которые любой юрист с опытом по выборам и команда, у которой есть опыт по выборам — они могут целый вагон злоупотреблений протянуть.

Поэтому и на прошлых выборах ЦИК играла деструктивную роль для избирательного процесса, и на этих выборах, довыборах и следующих выборах я не надеюсь, что будут какие-то изменения. Я считаю, что единственный механизм для залатывания дыр, которые сделали законодатели — это деятельность правоохранительных органов.

Скандалы на довыборах по округу №205 — означают ли они, что таким образом будут осенью проходить местные выборы?

Прогнозировать сейчас местные выборы очень сложно, потому что принят чрезвычайно неудачный закон. Это крайне неудачный закон, о чем говорят и эксперты, и члены Центральной избирательной комиссии, и публично, и не публично. Поэтому прогнозировать, насколько это будет проходить по тем же схемам, как проходят нынешние выборы в Чернигове, очень сложно.

Потому что там, я думаю, будет точно так же применяться очень большой набор всяческих недемократических и нецивилизованных технологий. Там ничего долго изобретать не понадобится, потому что этот закон процентов на 85 списан с закона Российской Федерации, по которому проходили выборы в Санкт-Петербурге в 2011 году. Мы понимаем уровни фальсификаций и злоупотреблений, которые есть в России, и поэтому, я думаю, в данному случае ожидать прорыва в сторону Европы не стоит. Я не вижу пока перспектив, чтобы этот очень плохой закон улучшил политическое поле на местном уровне.

Может, приведете пару примеров того, чем наш закон похож на тот российский закон, и для каких манипуляций он открывает возможности?

Он во всем похож, но его сделали еще хуже, потому что в последний момент туда всунули норму про императивный мандат и этим еще ухудшили не демократичный закон, который в Петербурге был применен.

Выходит, что сейчас местные выборы опять не будут репрезентировать новые политсилы в нашей политической системе. А когда же у нас могут состояться выборы по закону, который простимулирует изменение партийной системы?

Как эксперт, который общается с экспертами, я вам так скажу: идеальным вариантом было бы принять изменения в Конституцию, как они обещали. Тогда у нас была бы новая матрица государственного управления в центре и на местах. Под эту матрицу государственного управления нужно было бы провести местные выборы и парламентские выборы параллельно на основе новых законов, которые, опять-таки, адекватны этой матрице.

Неидеальный вариант — это провести местные выборы по тому закону, который есть. Сформировать местные советы. На центральном уровне запустить конституционный процесс. До осени закончить полностью переформатирование Конституции под новую систему центрального и местного управления. Принять нормальные избирательные законы, исходя из этой модели, и через год провести одновременные парламентские и местные выборы.

То есть, идеальная модель уже провалилась?

Да, уже, конечно же, не успеем.

А второй озвученный вами вариант означает, что через год после грядущих октябрьских выборов у нас опять будут выборы? Опять избирательные бюджеты...

На самом деле, это не является проблемой. Если посмотреть примеры парламентских республик постсоветского пространства, то увидим, что у них выборы каждых полтора года, каждый год. Когда стабилизировалась ситуация и нормально работает команда, которая на тот момент пришла, то через два, через три года избирают. У некоторых пять лет проходит, потому что все уже нормально и стабильно, как в Эстонии.

Мы же понимаем, что деструктивный парламент априори не может заниматься построением государства. Я уверен, что частые выборы пойдут Украине только на пользу.