Проблемы с мусором решит электронная система
Недавно мы писали о современной электронной системе контроля над сбором и утилизацией отходов, которую в городском совете презентовала литовская компания «IRTS». О том, нужны ли городу такие ноу-хау и во сколько электроника может обойтись бюджету, мы поинтересовались у главного специалиста отдела обращения с отходами управления охраны окружающей природной среды городского совета Ирины Козловой.
На данный момент вывоз бытовых отходов во всех восьми районах города обеспечивает только одна компания – «Днепрокомунтранс». За их услуги население платит – 9,36 грн./чел. в месяц (жители многоэтажек) и 11,24 грн./чел. (частного сектора). В этот тариф, кроме затрат на ремонт автотранспортных средств, зарплаты сотрудников предприятия и других расходов, заложена стоимость бензина (6 грн.), тогда как сейчас его стоимость около 25 грн. за литр. Грубо говоря, обслуживая горожан, предприятие работает себе в убыток. Поэтому уже 2 года перевозчик настаивает на повышении тарифа как минимум на 30%.
Чтобы избежать поднятия цен, необходимо полностью изменить систему учета образования отходов для населения, приблизить ее к европейской. В этом и поможет информационная система владельцев отходов и администрирования управления отходами, уверена Ирина Козлова.
«В целях экономии люди стараются оборудовать счетчиками все ресурсы: газ, воду, тепло. Почему бы не поступить точно так же и с мусором. Естественно, что это дело не одного дня. И многие еще живут стереотипами прошлого и с опаской и недоверием относятся ко всему новому. Сейчас, как и много лет назад, тариф комплексный: в формуле его расчета заложена общая норма накопления отходов – норма, которую каждый житель в среднем может образовать за год. В нашем городе действуют устаревшие нормы (2,01 куба/чел. в год). По закону они должны пересматриваться каждые 5 лет, у нас же они не пересчитывались с 2007 года. За это время объемы мусора увеличились, появилось большое количество различных упаковок и коробок, пластика, который у нас недостаточно сортируется. А оплата за его вывоз и утилизацию осталась прежней. Дважды городской совет выделял средства на перерасчет норм, однако результат каждый раз оспаривался участниками процесса», – поясняет главный специалист управления.
Работники управления уверены, что, в первую очередь, необходимо в расчетах за вывоз мусора указывать реальную норму образования отходов, а не усредненную. И, по европейскому образцу, учитывать не «виртуальное», примерное количество мусора на каждого человека, а рассчитывать, как говорится, по факту: сколько человек накопил мусора – за столько и заплатит. Для этого необходимо внедрить современную электронную систему по контролю над образованием бытовых отходов. 29 марта 2016 года в горсовете организовали рабочую встречу со специалистами из Литвы, где такое ноу-хау уже давно успешно функционирует. Система позволит полностью автоматизировать процесс вывоза мусора. Любые передвижения машин, сбор и вывоз фиксируются и заносятся в базу. Это позволяет не только контролировать эти процессы, но и существенно экономить средства.
Электронная система автоматически формирует необходимые маршруты, тем самым оптимизируя расходы на топливо, а также рассчитывает производительность труда. Каждая мусороуборочная машина также будет оборудована планшетом, в котором размещается электронная карта ее маршрутов, от которого нельзя отклоняться, а на каждом мусорном контейнере имеется специальный чип с информацией о его владельце (это может быть юридическое или физическое лицо). Все собранные данные аккумулируются специальной программой, в которой сохраняется информация о факте взятия/невзятия конкретного контейнера или выполнения/невыполнения заказа, о повреждении контейнера, об установке, замене или снятии контейнера. Эта информация представляется на карте, в модулях бытовых отходов, заказов и логистики. Также эта информация используется для генерирования отчетов и, соответственно, счетов.
Сейчас литовцы рассчитывают стоимость программного обеспечения. Однако систему еще необходимо будет доработать и оптимизировать конкретно для нашего города. После чего будет проведен конкурс среди перевозчиков на право обслуживать тот или иной район. Это создаст здоровую конкуренцию, соответственно повысится и качество предоставляемых услуг. Ожидается, что это сможет также решить проблему нехватки мусорных контейнеров в частном секторе, ведь одним из условий участия в конкурсе перевозчиков, кроме всего прочего, является наличие собственных мусороуборочных емкостей.
Система имеет и множество других преимуществ. К примеру, платежи будут поступать не перевозчику напрямую, а на счетах органа самоуправления, который и будет платить перевозчику за фактически вывезенный мусор и полигону за прием отходов отдельно.
Оксана Юрченко