Реформа НБУ: кто там в мешке?

Так, депутаты поддержали в первом чтении президентский законопроект №2742 с громким названием "О развития институциональной способности НБУ", сообщает uainfo.

Документом предусматривается будто "усилить независимость и институциональную способность Национального банка".

Есть у нас такое требование Международного валютного фонда на повестке дня - реорганизация регулятора. Впрочем авторы документа добавили в законопроект еще несколько норм, которые никак не сходятся с требованиями того же Фонда и нивелируют идею закона.

Во-первых - непонятно почему снимается ответственность с главы НБУ. Законопроектом предлагается убрать норму, по которой руководитель единолично несет ответственность перед Верховной Радой и Президентом Украины за деятельность Национального банка.

Похоже, действующей Председателю и всем ее преемникам решили дать некий карт-бланш на безнаказанность. Вряд ли это повлияет на руководителя Центрального банка стран до прозрачности. Особенно в то время, когда любое рефинансирования или банкротство банков сопровождается откровенными манипуляциями.

Во-вторых, автор проекта предлагает разрешить сотрудникам НБУ брать кредиты в других банках. Это может привести к серьезным корупционогенних рисков.


Согласно действующей редакции Закона "О Национальном банке Украины", Председателю НБУ, его заместителям, членам Правления НБУ и другим служащим банка запрещается получать займы от любых других кредитных учреждений, за исключением Нацбанка Украины. И это оправдано норма.

В-третьих, предлагается превратить НБУ в наиболее "неприкосновенный" орган в Украине.

Для этого стоит почитать эти нормы. "Иски против решений НБУ рассматриваются только на предмет" законности "или, фактически, процессуально, а не по существу". Или "Суд не вправе приостанавливать решения НБУ, в качестве обеспечения иска или запрещать осуществление определенных действия". Иными словами, Нацбанка будет разрешаться все, и даже немного больше.

Но это еще не все. Пожалуй, самое интересное это - "любой иск, поданный против сотрудника НБУ, является иском против НБУ". Подумайте об уровне коррупции и политического давления в деле, по которому отвечать будет НБУ, а не конкретный человек.

В-четвертых, предлагается освободить НБУ от участия в составлении прогноза госбюджета на последующие годы. И теперь Нацбанк уже не будет Совету, Кабмину и Президенту соответствующие монетарные прогнозные показатели. Также регулятор не будет подавать расчеты по части прогнозируемой прибыли.

При этом никто не думает, что неучет показателей валютно-курсовой политики при составлении прогноза проекта Госбюджета может осложнить надлежащую оценку его потенциальных показателей, в том числе создать определенные риски формирования доходной и расходной частей.