Виктор Ковальчук: «Налоговый компромисс - возможность для бизнеса» (интервью)
Как сообщает ГУ ГФС в Днепропетровской области на днях первый заместителя начальника Никопольской ГНИ Ковальчук Виктора Ивановича дал интервью по "Налоговому компромиссу"
Подскажите пожалуйста, как на практике можно применить налоговый компромисс?
Налоговый компромисс распространяется исключительно на факты занижения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость (в связи с завышением налогового кредита) и налога на прибыль (в связи с завышением расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения).
Во занижением налоговых обязательств для целей применения налогового компромисса следует понимать неправомерное формирования налогоплательщиком данных налогового учета (формирование налогового кредита по налогу на добавленную стоимость или расходов по налогу на прибыль) в налоговых периодах до 1 апреля 2014 года, что привело к занижению причитающихся к уплате сумм налоговых обязательств.
Достижение компромисса исключает необходимость составления протокола об административном правонарушении, если он не был составлен, а также дает основания суд для освобождения от административной ответственности. После достижения налогового компромисса налоговые обязательства, по которым проводилась указанная процедура, не подлежат обжалованию налогоплательщиком и их размер не может быть им изменен в других налоговых периодах.
Обращаю внимание, что в случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или НДС по уточненным операциями в следующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводяться.
Кто подпадает под применение налогового компромисса?
Процедура налогового компромисса распространяется на:
- случаи добровольного декларирования налогоплательщиком заниженных налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль в соответствующих налоговых отчетных периодах в 1 апреля 2014;
- случаи добровольного декларирования налогоплательщиком заниженных налоговых обязательств в случае, если у налогоплательщика независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки;
- случаи, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС не согласованы в соответствии с нормами Кодекса;
- несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура административного обжалования;
- несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, определенных в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного обжалования.
Налоговые обязательства согласно процедуре налогового компромисса уплачиваются налогоплательщиком в бюджет в размере 5% от суммы занижения налогового обязательства. Другая часть 95% считается погашенной по результатам достижения налогового компромисса. При этом штрафные санкции к налогоплательщику не применяются, а пеня соответственно не начисляется.
А если во время проверки данные установлено несоответствие данных?
Достижения налогового компромисса осуществляется по Заявлению о компромиссе по ППР только в случае соответствия заявления и налогового обязательства, по которому она представлена, условиям налогового компромисса, предусмотренным Кодексом, и уплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства в сумме, определенной пунктом 2 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса, в установленные Кодексом сроки уплаты согласованного налогового обязательства.
В случае установления фактов о несоответствии заявления о компромиссе по ППР и налогового обязательства, по которому она представлена, условиям налогового компромисса, предусмотренным Кодексом, контролирующим органом принимается решение о несогласии применения процедуры налогового компромисса, которое направляется налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается налогоплательщику (его законному представителю или уполномоченному представителю) под расписку.
В случае принятия контролирующим органом решения о согласовании применения налогового компромисса и уплаты налогоплательщиком согласованной суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней со дня предоставления им Заявления о компромиссе по ППР в размере 5 процентов от суммы налогового обязательства, другая часть в размере 95 процентов от суммы налогового обязательства, а также штрафные и пеня считаются погашенными.
Насколько длинная процедура достижения налогового компромисса?
Для начала применения процедуры налогового компромисса налогоплательщик, решил воспользоваться такой процедурой, может подать в течение 90 дней со дня вступления в силу Закона № 63 в контролирующий орган по основному месту своего налогового учета:
- в случаях добровольного декларирования налогоплательщиком заниженных налоговых обязательств - уточняющие расчеты по НДС и/или налога на прибыль предприятий за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 (с учетом сроков давности, установленных статьей 102 Кодекса), в которых определяет сумму завышение расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или сумму завышения налогового кредита по НДС, и заявление, в котором налогоплательщиком указывается информация относительно мотивов представления уточняющего расчета для применения к нему процедуры достижения налогового компромисса (далее - заявление о компромиссе);
- в других указанных случаях - заявление о намерении достижения налогового компромисса по несогласованных сумм налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, определенных в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также по полученным налоговых уведомлениях-решениях, по которым суммы налоговых обязательств несогласованные соответствии с нормами Кодекса (далее Заявление о компромиссе по ППР).
Процедура достижения налогового компромисса продолжается не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.
При составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по НДС и/или расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль, отраженных в уточняющих расчетах, которые одновременно отвечают следующим условиям:
- представленный в порядке, установленном статьей 50 Кодекса после 1 апреля 2014;
- уточняет показатели налоговых деклараций за отчетные периоды, предшествующие 1 апреля 2014 года;
по результатам представления таких расчетов изменение объема расчетов с бюджетом за отчетные периоды не соответствует суммам завышенных расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или завышенного налогового кредита по НДС (в частности, но не исключительно, сформирован налоговый кредит на основании налоговых накладных, в которых проведена замена предприятия, в отношении которого имеются сведения (налоговая информация), что он не выполняет (не может выполнить) свой налоговый долг по уплате налогов и сборов, предусмотренных Кодексом, и/или имеет признаки фиктивности и т.д.).
Уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем подачи уточняющего расчета по этим подразделением не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.
Заявление о компромиссе подается налогоплательщиком в произвольной форме, в которой отмечается о предоставлении уточняющего расчета для применения к нему процедуры достижения налогового компромисса (в том числе проведение документальной внеплановой проверки в соответствии с пунктом 3 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса).
Перечень (описание) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации, подается в произвольной письменной форме (при отсутствии утвержденной в установленном порядке) и должен содержать данные, позволяющие четко идентифицировать каждую хозяйственную операцию, в отношении которого было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения, что стало следствием занижения налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. В частности, по каждой хозяйственной операции, по которой осуществляется уточнение, необходимо указать:
- название (ФИО), код ЕГРПОУ предприятия (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или номер и серия паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика)), по операциям (взаимоотношениях) с которым были отнесены суммы в состав налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения;
- дату, номер, вид, срок действия договора, на выполнение которого осуществлялись хозяйственные операции, предмет договора, объем осуществленных хозяйственных операций по договору, изменения в договор, касающиеся указанных операций (при наличии);
- налоговый (отчетный) период, в котором было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, что стало следствием занижения НДС и налога на прибыль в бюджет и налоговый (отчетный) период, в котором было допущено занижение налоговых обязательств;
- содержание хозяйственной операции (номенклатура поставки, объем, вид, информация о проведенных расчетов);
- сумму завышения налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, и сумму занижения НДС и налога на прибыль в бюджет;
- дату, номер налоговой накладной, на основании которой были отнесены соответствующие суммы в налоговый кредит, сведения и/или другие расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты НДС в связи с приобретением таких товаров/услуг и их получение.
Контролирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета и Заявления о компромиссе, принимает решение о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем сообщает налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает налогоплательщику (его законному представителю или уполномоченному представителю) под расписку.
В соответствии с пунктом 5 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса день получения налогоплательщиком решения контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки является днем согласования налогового обязательства, определенного в уточняющем расчете, который подлежит уплате в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования.
В случае, если контролирующим органом принято решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, такая проверка проводится в соответствии с нормами пункта 3 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса.
Нормами указанного подразделения Не ограничено право контролирующего органа о порядке проведения документальных проверок в случае применения процедуры налогового компромисса. Документальная проверка в зависимости от обстоятельств может быть выездная или невыездная и проводится по процедуре, установленной Кодексом.
Вместе с тем, при определении сроков проведения проверки учитывается предусмотрена пунктом 3 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса общая продолжительность процедуры достижения налогового компромисса (не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета).
Указанная документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий, и/или суммы завышения налогового кредита по НДС, в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственных операциях (взаимоотношениях) с которыми налогоплательщиком подано уточняющие расчеты (пункт 3 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса).
Если по результатам документальной внеплановой проверки не установлено нарушений, составляется справка. Направление/вручения справки налогоплательщику осуществляется в порядке, установленном статьями 42 и 58 Кодекса.
В случае если по результатам проверки установлены нарушения, составляется акт проверки и в сроки, определенные п. 86.8 ст. 86 Кодекса, с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (при наличии), принимается налоговое уведомление-решение на всю сумму денежного обязательства (с учетом штрафных санкций).
Налогоплательщик уплачивает сумму в размере 5 процентов от суммы налогового обязательства, определенного в соответствующем налоговом уведомлении-решении. Другая часть в размере 95 процентов считается погашенной, в том числе штраф и пеня.
При представлении налогоплательщиком уточняющего расчета и Заявления о компромиссе после завершения документальной проверки, которая не связана с применением процедуры достижения налогового компромисса, и составления акта по результатам такой проверки (или при составлении акта) до принятия налогового уведомления-решения, контролирующий орган в установленном порядке принимает решение о необходимости (или отсутствии необходимости) проведения документальной внеплановой проверки.
При этом в случае достижения налогового компромисса (уплаты налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств в порядке, определенном подразделением 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса) до наступления установленного ст.86 Кодекса срока принятия налоговых уведомлений-решений по результатам проверки, не пол "связанной с применением процедуры достижения налогового компромисса, налоговые уведомления-решения по такой проверкой принимаются только по денежным обязательствам, которые не связаны с доначислением налога на прибыль и НДС по уточненным налогоплательщиком в пределах достигнутого налогового компромисса хозяйственными операциями.
В случае если до наступления установленного ст.86 Кодекса срока принятия налоговых уведомлений-решений по результатам проверки, не связанной с применением процедуры достижения налогового компромисса, налоговый компромисс не достигнуто (отсутствует уплата налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств в порядке, определенном подразделением 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса) налоговые уведомления-решения по такой проверкой принимаются на всю сумму денежных обязательств с учетом штрафных (финансовых) санкций.
При представлении налогоплательщиком уточняющего расчета и Заявления о компромиссе при проведении документальной проверки, которая не связана с применением процедуры достижения налогового компромисса, контролирующий орган в установленном порядке принимает решение о необходимости (или отсутствии необходимости) проведения документальной внеплановой проверки.
В случае принятия контролирующим органом решения об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки в пределах досягаемости процедуры достижения налогового компромисса сумма налоговых обязательств по результатам проверки, которая продолжается, определяется в таком случае без учета сумм налоговых обязательств, по которым было достигнуто налоговый компромисс по представленным уточняющим расчетам.
Заявление о компромиссе по ППР для достижения компромисса по несогласованных суммах налоговых обязательств (пункт 7 подраздела 92 раздела XX «Переходные положения» Кодекса) подается в контролирующий орган в произвольной письменной форме.
В таком заявлении целесообразно указать дату, номер налогового уведомления-решения, состояние согласования, соответствующий фискальный или судебный орган, где находится на обжаловании налоговое уведомление-решение, сумму налога на прибыль и/или НДС, по которой налогоплательщик желает достичь налогового компромисса (с указанием налоговых (отчетных) периодов, операций, по которым были осуществлены доначисления в акте проверки, контрагентов и т.д.).
В таком случае днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган.
По Вашему мнению экономический эффект изменения могут принести уже в этом году?
Большинство законов и налоговых изменений - это как ответ бизнеса, который хочет перевернуть страницу и начать работать прозрачно, а это в свою очередь миллионы в бюджет государства, новый уровень качества и ответственности за свою деятельность. Учитывая подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и те возможности, которые она открывает для украинского бизнеса, я убежден, что налоговыми изменениями воспользуется много компаний.
Ведь теперь бизнес должен законный механизм налогового компромисса с государством, который позволяет плательщикам избежать финансовой, административной и уголовной ответственности за занижение налоговых обязательств по налогам на прибыль и добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года. Благодаря такой добровольной акции декларирования недоплаченных налогов бизнес получит возможность открыто работать, проходить аудит и привлекать финансирование для развития своей предпринимательской деятельности.
Законодательством также внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуального кодексов и Кодекса административного судопроизводства относительно освобождения налогоплательщиков от административной и уголовной ответственности, а также установлена возможность применения процедуры примирения сторон в рамках административного судопроизводства при применении налогового компромисса.
Некоторые утверждают, что количество налогов не сократилась, а пере-трансформировалась, что можете прокомментировать?
Это однозначно не так, реформой сокращено количество налогов и сборов в два раза - до 11. Внимательно подумайте: среди общегосударственных налогов остались только 7:
- Налог на прибыль предприятий,
- Налог на доходы физических лиц,
- НДС,
- Акцизный налог,
- Экологический налог,
- Рентная плата,
- Пошлина.
А среди местных налогов и сборов остались:
- Налог на имущество,
- Единый налог,
- Сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор.
С 01.01.2015 года исчезают: сбор за первую регистрацию транспортного средства, плата за недра, сбор за пользование радиочастотным ресурсом, за водопользование, лесные ресурсы, виноградарства, целевые надбавки, сбор за введение некоторых видов предпринимательской деятельности. Такое сокращение - однозначный позитив для предприятий. Ведь в результате уменьшится нагрузка на бухгалтерию, сократится количество платежей, отчетов и расходы на учет налогов.