Девушка с веслом и волшебный металл: какую тайну скрывает старый особняк на Глинки
На улице Глинки, 12 начал трескаться старинный дом. Во времена Екатеринослава он принадлежал богатой еврейской семье Шабад.
На верхних этажах сдавались квартиры, а на первом находились магазины.
Об этом корреспонденты "Днепровской панорамы" узнали на сайте Vgorode.В доме торговали посудой, цементом и веслами
Дом построили в далеком 1899 году. Он принадлежал зажиточной еврейской семье Шабад. Глава семейства вместе с крупным фабрикантом Коганом владел фабрикой металлических изделий и стальных лопат.
Жена Шабада тоже была известной дамой. Она работала секретарем "Общества попечения о детях евреев" .
Доходный дом семьи Шабад славился своими роскошными апартаментами. Тут сдавали в основном 4- и 5-комнатные квартиры.
Аренда стоила до 1200 рублей в год. Одно время этот доходный дом даже сдавал комнаты посуточно для приезжих и был одним из главных конкурентов соседнего "Гранд-Отеля" (на Глинки, 16).
На первом этаже находились небольшие лавки, швейное ателье и магазин Гинцберга. Интересно, что последний торговал всевозможными изделиями из металла.
В его магазине были весла, лопаты, оградки, металлические подставки для вазонов с цветами и этажерки. Производили это все на фабрике господина Шабада.
Неудивительно, что Гинцберг арендовал торговую площадь на льготных условиях. При этом здесь же можно было заказать эмалированную посуду, валенки, ценмент, оконное стекло и даже рельсы.
Фасад-загадка и девушка с веслом
Над одним из балконов сохранились фигуры Фортуны с веслом и Гермеса. Первая – богиня удачи, второй – бог торговли.
Изображение Фортуны с веслом – достаточное редкое для нашего города. У нас ей в руки обычно давали рог изобилия.
Но изображение Фортуны с веслом тоже весьма "канонично". Например, таким образом древние римляне пытались показать ее как "кормчего" человеческой жизни".
Интересно, что весло в руках у Фортуны было изготовлено на заводе Шабада. То есть ему около 120 лет.
Таким образом фабрикант хотел показать, что его товар качественный и не поржавеет даже под проливными дождями спустя десятки лет. Кстати, весло действительно неплохо сохранилось.
Поговаривали, что у Шабада с Коганом был свой секрет, благодаря которому их металл получался невероятно прочными и устойчивым к коррозии.
По одной из легенд, Шабад спрятал чертежи станков и описания особенностей сплавов в тайнике в стене дома. На него указывает лопасть весла. Считалось, что если вскрыть тайник, дом начнет разрушаться.
Еще одна диковинка этого старого здания – головы сатиров над окнами. Как известно, эти существа наделялись качествами диких существ, мало задумывающихся о нормах общепринятой морали.
Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Их страстью была музыка.
Недаром флейта стала основным атрибутом этих мифологических существ. Кстати, говорили, что Шабад сам неплохо играл на этом инструменте.
Шабад попросил разместить изображения сатиров над окнами не просто так. По задумке они должны были символизировать риск, готовность идти к своей цели несмотря ни на что и один из главных законов, которыми он руководствовался в бизнесе: "Если не нарушать правила, добиться успеха невозможно, ведь их придумывают те, кто уже всего достиг".
Дом начал разрушаться
За последние несколько лет на доме стали появляться трещины, а лепнина осыпается прямо на головы прохожих. Из-за этого на фасаде установили специальные решетки, на которые падают камни.
Вряд ли это связано с опустошенным тайником в стене дома, который описывает легенда. Скорее всего, во всем виновато время. 120 лет – немалый возраст для здания.
Кстати, цемент и кирпич для строительства дома поставляли с завода Когана. В рекламных объявлениях писали, что когановский крипич "исправно прослужит более 200 лет".
Что же, у нас еще есть время это проверить. Хотя с трещинами, которые появились на несущих стенах, лучше не шутить.
Смотрите также: ЦУМ, набережная и памятник Славы: Днепр в 1977 году (Видео). Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.