Истории названий жилмассивов Днепропетровска
Большинство горожан знают "имена" основных наших жилмассивов – Тополь, Сокол, Парус и т.д.. Они прижились практически сразу, однако мало кто вспомнит о том, почему же они носят именно такие названия?
Название «Тополь» не указано ни в одном официальном документе, но зато есть много официальных документов о сдаче того или иного объекта "на жилмассиве Тополь".
По всей видимости, это название жилмассивам дали еще архитекторы, которые начали строительство в конце 60-х. Дело в том, что на этом месте, в свое время, было много тополиных рощ, впрочем, на этом же месте было и много злосчастных балок. Строили жилмассивы в спешке, так как подгоняли "сверху". В результате коммуникации пошли в недостаточно укрепленную почву. Это и вызвало печальные события, когда в 1997-м под землю ушел целый дом.
А вот с Соколом, строить который начали в начале 80-х, связана прекрасная легенда.
Согласно легенде, этот массив стоит на высоком холме, где еще в 30-х годах базировался местный аэроклуб.В начале войны все члены аэроклуба пошли на фронт и в первые же месяцы войны погибли. Новый жилмассив решили назвать в их честь - Соколом.
Также мало кто знает, что здесь же, между Соколом, Победой и дорогой на аэропорт, должен был появиться еще один новый микрорайон - Южный. Его спроектировали в начале 80-х, но, как говорится, не судьба.
Аналогичная ситуация и с последним "осколком" СССР - жилмассивом Фрунзенский, который начали строить с середины 80-х. Он возник на месте рабочего поселка имени прославленного революционного военачальника Михаила Фрунзе.
"По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных, - писали днепропетровские газеты той поры. - Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром. Они предназначены для понижения уровня грунтовых вод и отдыха жителей массива. Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне. Близость к воде подчеркивается зданиями преимущественно голубого цвета. Уходя вглубь, они становятся более "теплыми" - охристого и красно-коричневого цвета".
Недолго думали архитекторы и над названием нового жилмассива Солнечный (спроектированного еще в 60-х, стройка началась в начале 70-х). Эта территория всегда хорошо освещается солнцем, поэтому в названии и хотели подчеркнуть это. Кстати, даже сейчас, заметна данная особенность этого жилмассива.
Так уж повелось, что жилмассивы на левом берегу Днепропетровска (кроме Левобережных 1, 2 и 3, а также Солнечного), которые вошли в черту города в 1925 году, в основном носят имена героев революции 1917 года.
Так, жилмассив Воронцовский (массив в районе Центрального моста) начали застраивать в 60-е годы на месте бывшего поселка Воронцовского, названного в честь Екатеринославского большевика Петра Воронцова.
До революции он работал в Нижнеднепровских вагонных мастерских, организовал школу агитаторов, издавал подпольную газету, создал рабочий клуб. В годы гражданской войны Воронцов становится заместителем председателя екатеринославского Совета рабочих депутатов. Он создал первую в Украине районную партийную школу (она стала образцом для всех учебных заведений Украины по подготовке парткадров), сам же и преподавал в ней. В конце 1919 года Воронцов погиб под Новомосковском в бою с деникинцами.
Жилмассив Правда. Новомосковское шоссе существовало еще с XIX века и названо так потому, что связывало губернский центр Екатеринослав с уездным, а затем и районным центром Новомосковском. 30 апреля 1962 г. Новомосковское шоссе переименовали в "проспект имени газеты "Правда" - в честь 50-летнего юбилея газеты. Главная газета большевистской партии и Советского Союза - "Правда" - начала печататься с 22 апреля (5 мая) 1912 г.
Этот день отмечали в бывшем Союзе как День Печати. В начале 1980-х гг. ее тираж составлял около 11 млн. экземпляров. Газета "Правда" являлась официальным партийным органом, статьи (и особенно передовицы), помещенные в ней, оказывали кардинальное влияние на формирование общественного мнения огромной страны. С течением времени, особенно за последние двадцать лет, первичная смысловая нагрузка названия стала размываться.
Проспект и район в обиходе стали называться - "Правда". Доходит до того, что часть новых указателей на проспекте сообщает просто - "Проспект Правды".
Особенно ударной для местных строителей выдалась середина 70-х. В 1975 году вся страна отмечала 30-летие со дня победы над нацистской Германией, а в 1976 году Днепропетровск готовился отметить 200-летие города и 50-летие переименования. В те годы окраины превратились в масштабные стройплощадки. Так, к 30-летию Победы сдали под ключ первый из шести массивов Победы. На следующий год строители сдали первые очереди жилмассивов Западный, Солнечный, Тополь и Красный Камень.
Новая «Победа» действительно стала победой – впечатляющим достижением советского градостроительства, воплотившим в себе эстетические, технологические и общекультурные представления эпохи (во всеми ее достоинствами и недостатками). Грандиозный проект массива не на один десяток тысяч человек был реализован в максимально короткие сроки. Если искать в Днепропетровске лучший памятник стремительного развития города в брежневскую эпоху 1960 – 1980-х гг., то, это, безусловно, жилой массив Победа – настоящий «город в городе». Скульптурных и архитектурных монументов в районе Победы немного, но все они связаны с военной тематикой. На бульваре Славы, в месте пересечения с проспектом Героев, в 1995 г. открыли памятник в честь 50-й годовщины Победы над Германией.
За считанные годы новоселье в городе, который на тот момент уже стал миллионником, отпраздновали почти 60 тысяч семей! Завод им. Петровского перевыполнил план по производству продукции на один миллион рублей. Попутно Днепропетровск выиграл и всесоюзные социалистические соревнования, за что удостоился переходного Красного Знамени ЦК КПСС.
Но славные рекорды производства на следующий же год правительство сделало нормой, а следующий госплан подразумевал установку нового рекорда. В мае город получил орден Ленина, а у железнодорожного вокзала установили памятник "отцу" города - Григорию Петровскому.
Жилмассивы Красный Камень и следующие за ним - Коммунар и Парус - должны были входить в единый жилмассив Петровский. Но это название почему-то не прижилось. А вот три его составные части горожане запомнили быстро.
Красный Камень, по оценкам и проектировщиков, и историков, назвали так из-за того, что здесь на поверхность выступали граниты. Собственно сам жилмассив и начинается с бывшего карьера, ныне превращенного в искусственное озеро с официальным городским пляжем.
Жилмассив Коммунар получил свое название от главной улицы - Коммунаровской, которая там была и раньше.
А вот почему последний здешний жилмассив получил название "Парус", до сих пор непонятно. Хотя у историков есть версии.
Есть мнение, что свое название он получил из-за домов, которые там должны были покрасить в голубой цвет (кстати, это до сих пор одна из характерных черт массива). Свое название, жилмассив, якобы получил, из-за компактно стоящих у Днепра синих домов.
Хотя, эта версия остается неподтвержденной.
Заводскими территориями оканчивался с западной стороны старый Екатеринослав. В советское время и цеха разрослись, и населения стало гораздо больше, поэтому в западной части города появились новые жилмассивы. Массив Западный в западной части Днепропетровска - своеобразный "анклав", окруженный заводами, с одной стороны, балками и лесопарками - с другой. Его начали застраивать в конце 1960-х гг., и уже в 1973г. здесь стояли кварталы светло-серых пятиэтажных и белых девятиэтажных домов, общежития, школы, детские сады и магазины. Селились здесь рабочие Петровки, трубопрокатного завода имени Ленина, ДЗМО, "коксохима" и других заводов.
Новые Кайдаки
Нынешнее городское поселение Новые Кайдаки в западной части Днепропетровска — остаток некогда известного городского поселения Новый Кодак. Само название «кодак» в переводе с тюркского означает «поселение на горе».
Новый Кодак возник как военный форпост и торговое местечко на небольшой возвышенности возле оживленного днепровского перевоза. В XVIII веке Новый Кодак – со всеми необходимыми городскими атрибутами - крепость, административный, транспортный и торговый центр. Относительное процветание Кодака завершилось с основанием Екатеринослава Днепровского. Более древний город пришел в упадок и постепенно к началу ХХ века был поглощен другим городом — Екатеринославом-Днепропетровском.
Новый Кодак обязан своим именем Старому Кодаку, расположенному на расстоянии около 17 км ниже по течению Днепра. Старый Кодак — крепость, сооруженная по решению польского правительства в 1635 году для контроля над передвижениями запорожских казаков, несколько раз разрушенная восставшими казаками, и, в конце концов, ставшая форпостом Гетманской Украины. Старый Кодак был центром паланки — административной единицы запорожских земель.
Новым Кайдакам суждено было много пережить — он был древним казацким городом, «смежным местечком», предместьем, рабочим поселком Екатеринослава. Ныне, по прошествии первого десятилетия ХХІ века Кайдаки представляют собой относительно спокойный район Днепропетровска с малоэтажной застройкой. Соседствуя с промышленными районами, Новые Кайдаки сохранили сельской колорит. Вероятно, наиболее бурные периоды в исторической жизни поселка Кайдаки остались в прошлом.