Передел контроля над газовым рынком - Фирташа "подвинут" с 20 облгазов

На днях в Украине поменялись правила продажи голубого топлива. Инициатором реформирования газового сектора стала Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая 12 января своим постановлением №9 утвердила новые лицензионные условия поставки природного газа.

В соответствии с документом, отныне бизнес по транспортировке и поставке голубого топлива не может вести одна компания. Поэтому теперь региональным газоснабжающим предприятиям (гор- и облгазам), выполнявшим функцию поставщика и транспортировщика, предстоит разделить свой бизнес.

На выполнение этой задачи у участников рынка совсем немного времени: после того как постановление №9 пройдет государственную регистрацию в Министерстве юстиции, оно будет направлено на официальную публикацию, после которой и вступит в силу.

По идее, сжатые сроки не должны пугать газовщиков, ведь для того чтобы формально соблюсти новые правила, каждому гор- и облгазу достаточно создать по одному новому юрлицу, которому и будет передана функция по поставке энергоресурса. Но на самом деле все не так просто. Норма о разделении бизнеса — не прихоть НКРЭКУ, а требование Закона «Об основах функционирования рынка газа», которое было заимствованно из нормативной базы Европейского союза.

Это означает, что распределять и поставлять газ должны не формально отдельные, а реально независимые друг от друга компании.


Такой ультиматум не помогут обойти даже корпоративные хитрости (например, создание собственником того или иного «газа» новой компании, зарегистрированной на подставное лицо, или оффшор). Потому что в украинских реалиях европейские требования о разделении функций — идеальный повод для передела контроля над газовым рынком.

То что власть будет использовать эту возможность, стало понятно еще в прошлом году, когда премьер-министр Арсений Яценюк не исключил возможности возврата гор- и облгазов в госсобственность. Впрочем, обвинять чиновника в предвзятости сложно. Во-первых, потому что первые попытки покушения на газораспределительный бизнес власть делала еще в 2006 году при премьере Януковиче, когда НАК «Нафтогаз Украины» создал свою «дочку» «Нафтогазсети», на баланс которой планировалось передать основное имущество «газов». Во-вторых, не нужно забывать о том, что сейчас газораспределительную нишу Украины контролируют одиозные бизнесмены. Фаворитами среди них являются российский олигарх Виктор Вексельберг (его группа «Газекс» контролирует 4 из 43 гор- и облгаза), а также Дмитрий Фирташ, которому принадлежит более 20 компаний.

Кстати, важно понимать, что лишение возможности поставлять голубое топливо на гражданском языке означает лишение функции сбора средств с потребителя. А в таких условиях Виктору Феликсовичу и Дмитрию Васильевичу может оказаться элементарно невыгодно оставлять в своей собственности «газы». Эти обстоятельства практически гарантируют крупные сделки по слияниям и поглощениям в этом секторе. Правда, интрига у этого корпоративного процесса будет оставаться до последнего. Ведь у нынешних первых лиц Украины и их ближайшего окружения нет прямых интересов в газовой среде, а значит имя будущего монополиста на этом рынке пока неизвестно.

Ольга Глазурина