Виталий Куприй: Порошенко - бизнесмен победил Порошенко - общественного деятеля

Во время своего недавнего визита в Польшу народный депутат Украины из Днепродзержинска Виталий Куприй дал большое интервью варшавскому изданию «Речь Посполита». Перевод на русском языке появился на сайте газеты «Кстати+» и мы публикуем это интервью полностью.

Старая система используется новыми людьми - говорит украинский депутат, до последнего времени тесно связанный с партией Петра Порошенко, а сегодня - один из самых активных критиков проводимой президентом политики.

Rzeczpospollita: Вы обвиняете украинского президента в том, что он до сих пор не отказался от своей бизнес- империи. Больше года прошло после Майдана, так почему же Порошенко этого не сделал?

Виталий Куприй: Порошенко -бизнесмен победил Порошенко-общественного деятеля. Он не смог отказаться и отбросить свое олигархическое прошлое. Под его непосредственным контролем остается весь его бизнес - шоколадный, автомобильный и т.д. Более того, Порошенко продолжает контролировать 5-й канал украинского телевидения, благодаря чему может вести пропаганду через свой собственный медия ресурс. Наиболее компроментирующим для президента является то, что он продолжает быть собственником шоколадной фабрики в российском Липецке, которая платит налоги в российский бюджет. За эти деньги Россия покупает оружие, а из этого оружия убивают наших воинов на Донбассе. Это - не нормально, это наоборот - анормально.

Rzeczpospollita: Считаете ли Вы, что киевские власти повторяют те же ошибки, которые совершал бывший президент Виктор Янукович?

Виталий Куприй: Скажу больше, - Порошенко является вторым Януковичем. Только Януковичу было проще удержать власть в связи с тем, что он имел неограниченные возможности как президент и контролировал парламент. Сегодня у нас парламентско-президентская республика и компетенция президента существенно уменьшилась. Поэтому Порошенко пытается подчинить себе суд, прокуратуру и антикоррупционное бюро, которые работают по его указаниям. Остается только подчинить МВД во главе с Арсеном Аваковым, на которое у него пока нет влияния. К счастью, в украинском парламенте есть депутаты, которые представляют интересы народа, а не олигархов. Правда, надо сказать, что эти депутаты не имеют большинства и постоянно запугиваются властью. Порошенко любыми способами пытается ввести монополию даже в парламенте,запугивая своих критиков снятием неприкосновенности и прокуратурой. Только украинский народ видит, что реформы не проводятся, а вместо этого руководители занимаются зарабатыванием денег.

Rzeczpospollita: Как власть в Киеве справляется с растущем общественным напряжением в Украине?

Виталий Куприй: Сегодня мы снова имеем дело с политическими репрессиями. Как руководитель группы по реабилитации политических заключенных получил уже больше 70 заявлений от различных людей, которые считают, что они незаслуженно осуждены и заключены под арест. Почти половина из них попала под арест уже во время правления Петра Порошенко. В том числе это те люди, которые протестовали под его кондитерскими магазинами 'Рошен' и милиция сразу же сажала их за решетку. Есть среди них и те, которых задержали во время манифестации возле здания Верховной Рады. Сидят там также 12 добровольцев, которые сражались на Донбассе. Сфабриковано дело, будто бы они убили сотрудника СБУ под Волновахой, где они никогда не были и не имеют никакой связи с этим делом. Это все потому, что в Киеве началось гонение на добровольческие батальоны. Порошенко боится, что добровольцы возьмут оружие и приедут в Киев.

Rzeczpospollita: Возможно ли, что в Украине заняты войной на Донбассе, которая тормозит проведения реформ?

Виталий Куприй: Без сомнения, война выгодна Порошенко. Всегда можно сказать, что реформы не проводятся потому, что все средства идут на армию; а законы, которые принимаются в Раде относятся только к армии. Но к сожалению много украинских солдат не довольны своим командованием. Мы помним о жертвах трагедий под Иловайском и Дебальцево. Нас постоянно вводят в заблуждение, говоря о том, что армия хорошо снабжена, а солдаты - сыты. Тем временем,огромный вклад в обеспечение армии вносят волонтеры и неправительственные организации, а не правительство. Порошенко больше всего боится того, что добровольцы вернутся с фронта в Киев и спросят его о том, что он делал тогда, когда их побратимы умирали.


Rzeczpospollita: Такое впечатление, что Донбасс уже живет своей жизнью и становится вторым Приднестровьем...

Виталий Куприй: Это уже и так есть второе Приднестровье, только с множеством лицемерия. Официально никаких отношений между Донбассом и Киевом нет, никакой торговли и т.д. Тем временем, на оккупированных территориях достаточное количество гривен, не смотря на то, что украинские банки давно вышли от туда. Продолжают работать магазины мультимиллиардера Ахметова, завозятся товары и торговля процветает. Только сепаратисты допускают к себе тех олигархов, которые делятся с ними своими прибылями. А потом за эти деньги стреляют по украинским солдатам. Как можно вести бизнес с бандитами и оккупантами? Все потому, что некоторые олигархи, которые сейчас находятся в Киеве также несут ответственность за теперешнее состояние на Донбассе. В начале конфликта они сделали ставку на донецких сепаратистов в надежде, что в Украине дойдет до контрреволюции и они возьмут власть в свои руки. Не получилось, вошли россияне и как следствие олигархи должны были договариваться с Порошенко. Не знаю почему президент позволяет вести такое сотрудничество и до сих пор не ввел военное положение на Донбасе. Кроме этого Порошенко не использует все доступные методы, которые дает международное право, чтоб остановить российскую агрессию.

Rzeczpospollita: Что мог бы сделать Порошенко, чтоб остановить Путина?

Виталий Куприй: Прежде всего нужно как можно быстрее ратифицировать Римский Статут и внести в Международный криминальный суд в Гааге заявление о военных преступлениях, совершенных над гражданским населением сепаратистами и российскими солдатами. Мы помним обстрел автобуса в Волновахе ( 13 января) и обстрел Мариуполя ( 24 января) где погибло несколько десятков человек. Украина не может вести следствие в этих делах, т.к. это оккупированная территория и там нет ни украинской милиции, ни прокуратуры. Этими делами могли бы заняться в Гааге, но украинские власти не ратифицировали Римский Статут, несмотря на то, что ранее это было в соглашении между Украиной и ЕС. Я собирал в парламенте подписи депутатов для рассмотрения этого проекта. Когда я собрал 120 подписей из 150 необходимых, люди Порошенко начали меня останавливать. А когда я наконец зарегистрировал соответствующий законопроект, мне начали угрожать выходом из его фракции.

Rzeczpospollita: Почему правящий лагерь не хочет подписать это соглашение?

Виталий Куприй: Порошенковцы мне поясняли, что как только Украина подпишет Римский статут, Россия немедленно внесет туда обвинение против преступлений украинской армии на Донбассе. Как будто там было что-то подобное? Не исключаю также того, что может существовать неофициальное соглашение между Москвой и Киевом, чтобы не выносить конфликт на Донбассе в плоскость международного права. Если бы до этого дошло, это могло бы стать началом конца Путина, который непосредственно отдавал приказы российским солдатам совершаюшить акт агрессии против Украине. В свою очередь Порошенко боится, что будет начато расследование его приказов как главнокомандующего, а также некомпетентных приказов военной руководства страны, которые привели к смертям тысяч украинских солдат на Донбассе.

Rzeczpospollita: В тоже время в Киеве Вам предъявляют обвинение в связи с олигархом и бывшим губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским, у которого сейчас неформальный конфликт с Киевом.

Виталий Куприй: Я не связан с Коломойским, и познакомился с ним только после парламентских выборов. Тогда, как губернатор Днепропетровской области, сразу же после выборов он поздравлял депутатов-победителей. Но, честно говоря, он наиболее прозрачный украинский олигарх, который заработал свои деньги,не паразитируя на государственных потоках. Только Коломойский из собственного кармана спонсировал добровольческие батальоны на востоке Украины и поддерживал украинскую армию в начале конфликта. Если бы не его деятельность, то так называемая Донецкая республика уже бы имела свои границы под Киевом. С уверенностью могу утверждать, что как минимум половина Украины была бы отрезана. В роли губернатора Коломойский единственный поднял вопрос незаконной приватизации олигархами государственной собственности. Сорвал маски со многих украинских коррупционеров и тем самым вызвал гнев власти. Говорит это только о том, что в Украине в принципе ничего не изменилось, а старая система была принята новыми людьми. Ситуация дошла до абсурда, когда во главе пророссийского Оппозиционного Блока в украинском парламенте находится Юрий Бойко, которого обвиняют в воровстве 300 млн. долларов. И никто до сих пор его не пытался судить. Более того, членом комиссии по конституционной реформе является бывший президент Леонид Кучма, противрежима которого выступал народ на Майдане еще 10 лет назад. Разве человек, который построил коррупционную систему в Украине, может быть реформатором страны?

Rzeczpospollita: Прогнозируете ли Вы очередной Майдан и очередную революцию в Украине?

Виталий Куприй: Люди готовы мириться с теперешним состоянием дел только в том случае, если они будут видеть, что проводятся конкретные реформы. Тем временем украинцы наблюдают, как задерживают преступников, а потом дают им возможность убежать из страны заграницу. Генеральная прокуратура превратилась в политическую палку избирательного правосудия, которая одних бьет, а других - не трогает. Янукович выехал из страны со своими миллиардами. Его подельники со огромными деньгами также скрылись в России. В настоящее время в Украине разрешено судам выносить обвинение заочно. Почему прокуроры и суды этого не делают, и не конфискуют состояния бывших подельников Януковича? Потому, что существует неофициальное соглашение между Порошенко, Ахметовым, Пинчуком и другими олигархами, что президент не будет затрагивать эту тему. Когда Порошенко был кандидатом на пост президента у него было более 50% голосов избирателей, сейчас это число уменьшилось более чем на половину. Более того в Украине уже создается его антирейтинг, по которому более 50% украинцев не хотят видеть Порошенко президентом. Свидетельствует это только о том, что Украина стоит в шаге от очередной революции. Единственное, что удерживает людей - это осознание того, что эту ситуацию может использовать Путин. Но это долго не продлится.