Запретить, нельзя разрешить: почему в Украине во время войны не работают веб-камеры
До полномасштабного вторжения россии путешествовать по Украине онлайн можно было круглосуточно. Достаточно просто было вбить в гугле запрос по типу "Веб-камеры Киева, Харькова, Одессы, Арабатской Стрелки" и т. п. и узнать, какая погода на любимом курорте Азовского или Черного моря, насколько загружены пляжи летом или, например, лыжные трасы на Закарпатье зимой. Сеть частных городских и туристических камер по Украине была очень масштабной и разнообразной. Но в последние дни февраля ситуация кардинально изменилась. «Вебки» перестали работать как в оккупированных населенных пунктах, так и в свободных. Детальнее о причинах их отключения, а также о перспективах восстановления работы после окончания военного положения, рассказывает "Днепровская панорама" со ссылкой на экспертов Webcam.UA и Kubik.services.
Что по документам
Следует отметить, что деятельность частных веб-камер в Украине не отрегламентирована должным образом. Чтобы установить систему видеонаблюдения, например, под своим окном, где припаркован автомобиль, либо на базе отдыха в Кирилловке, не нужно получать разрешение ни в полиции, ни в местном органе власти. Купил, подключиk - смотришь картинку.
Также официально не вводился и запрет на их работу во время полномасштабной войны. Были лишь устные просьбы от местных властей прекратить публичную трансляцию с видеокамер всем, кто их имеет. И подавляющее большинство тех, кого просили, к ним прислушались. Остались лишь некоторые «индивидумы» среди владельцев отелей на западе Украины, для которых реклама и заработок значительно важнее, чем безопасность людей.
А именно это и является главной причиной, по которой камеры отключили. Ведь в этой битве мы имеем дело не с честным противником, а со страной-террористом, которая совершила в Украине неисчислимое количество военных преступления, и использует любые возможности, в том числе и технические, чтобы навязать свое превосходство.
На первый взгляд может показаться, что «вебка», направленная на центральный проспект областного центра, чтобы учитывать дорожную ситуацию, либо же на горнолыжную трассу на курорте Буковель, не способна корректировать удары врага. Но это только на первый взгляд. Вдруг извращенный разум военачальников путина решит, что по дорогам мирного города транспортируют «бандеромобили», либо же в Буковеле на горках тренируются спецназовцы. И если, не дай Бог, ракета ударит рядом с определенным туристическим комплексом, его владельцу очень сложно будет доказать правоохранительным органам, что работающая веб-камера здесь не причем.
Кроме того, в самом начале войны вражеская пропагандистская машина массово использовала записи с веб-камер в украинских городах, чтобы убедить свое «стадо» в том, что россия не бомбит мирное население. Это в то время, когда ракеты одна за одной взрывались на площади Свободы в центре Харькова, унося жизни невинных людей. «Вот, посмотрите, в областных центрах Украины совершенно ничего не происходит: люди спокойно гуляют по улицам», - разрывались всякие соловьевы, симоньян и прочие. Так что, никакие аргументы за работу частных веб-камер во время военного положения не уместны и даже преступны.
Так объяснил свое восприятие проблемы владелец компании «Кубик Груп» - одного из сервис-провайдеров веб-камер в ряде регионов Украины, а сейчас боец Бориспольской ТрО Антон Кубий:
«Россия – страна-террорист. И это не эмоциональная оценка, это подтвержденная фактами реальность. На первый взгляд кажется: что может дать врагу «подглядывание» за аквапарком или горнолыжным курортом? Ведь это не военные объекты. Но торговый центр в Кременчуге, Дом быта в Виннице, 9-этажка в курортной Сергеевке Одесской области – это далеко не военные объекты. Но они были атакованы ракетами. Это и есть террор, запугивание населения, создание массовой паники, цель которой склонить украинские власти к переговорам. И эти террористы могут с тем же успехом атаковать любое относительно многолюдное место. Поэтому, на мой взгляд, до окончания войны должны быть изъяты из публичного доступа все веб-камеры на территории Украины, с помощью которых даже в глубокой теории возможна наводка на многолюдные цели и корректировка огня», - сказал он.
О ситуации на оккупированных территориях
На оккупированных территориях ситуация аналогичная, только причины отключения систем видеонаблюдения другие. Превалирующее большинство веб-камер в захваченных оккупантами Запорожской и Херсонской областях находились на побережье. Чтобы во время сезона отпусков украинцы могли составить представление о загруженности курортов, погоде, поделиться впечатлениями в комментариях под трансляциями. В других населенных пунктах камеры тоже были, но в значительно меньшем количестве. Те, что попались оккупантам на глаза, они сразу же украли. Что и говорить, если даже поношенное белье выносили из коттеджей в Киевской области и унитазы на танках тащили в свою тмутаракань. Понятно, что дорогостоящее современное оборудование без внимания не оставили. Некоторые не работают по техническим причинам. Подробнее ситуация прояснил ситуацию главный редактор Кирилловка.Укр и основатель проекта Webcam.UA Евгений Смельчаков.
«Основная причина отключения камер в оккупации - это смена IP-адресов в сетях и отключение маршрутизации большинства автономных систем из-за действий рашистов, в результате чего восстановить связность очень сложно. Кроме того, есть блокировка связности с серверами, расположенными в Украине, на уровне маршрутизации, а также блокировка туннелей на уровне DPI», - рассказал он.
Эксперт считает, что после окончания войны возобновление работы камер может длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Если веб-камеры были отключены просто по соображениям безопасности, то включить их – дело нескольких минут. Но для начала нужно будет провести техобслуживание, в котором оборудование нуждается после многих месяцев обесточивания. Там, где камеры уничтожены в следствие вражеских атак или воровства, и, что еще хуже, - пострадала сетевая инфраструктура, - сроки перезапуска могут затянуться до полугода и более.