Конституционная реформа: все во имя Порошенко, все для блага Порошенко

Украина на пороге конституционной реформы, однако процесс носит полузакрытый характер, общество не в курсе, как именно предлагается изменить в Основной Закон, легитимность которого и без того под вопросом.

Конституционная реформа в Украине переходит в область практического исполнения. В президентской администрации высказывают пожелание, чтобы изменения в Конституцию относительно децентрализации были проголосованы в Верховной Раде уже в июле, а во втором чтении — в сентябре 2015 года

Гройсман сообщил журналистам, что после принятия наработанных властью изменений в Конституцию в части децентрализации, необходим будет переходной период примерно в два года, за который нужно будет внести изменения в более чем 500 законов и подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. По словам спикера, после переходного периода можно будет провести еще одни внеочередные местные выборы.

Избранный властью путь принятия новой Конституции — "абсолютно ошибочный", считает дипломат, эксперт по вопросам международной политики Александр Чалый. "Во-первых, он абсолютно незаконный с точки зрения действующей Конституции, по которой мы равны. Все-таки Майдан умирал за версию Конституции 2004 года, и она предусматривает, что любые конституционные изменения должны делаться через парламент", — отметил он. При этом он высказал убеждение, что сейчас "никаких шансов принять новую Конституцию в этом процессе практически нет". "Единственный шанс сейчас спасти ситуацию для власти — это не пытаться принять силой новую Конституцию, которая будет априори не легитимная… И когда мы строим "стену Яценюка" на Востоке и хотим принять новую легитимную Конституцию Украины, тогда у меня вопрос, для какой Украины, если люди на Востоке не смогут принимать участия в ее принятии в ее обработке?", — сказал Чалый.

Он подчеркнул, что ключевые вопросы (НАТО или нейтралитет, децентрализация или федерализация и т. д.) надо вынести на честный референдум. Он также посоветовал начать обсуждение конституционных изменений в интернете, открыв специальный портал.


С этим не согласился представитель администрации президента Константин Красовский, отметивший, что сам факт дискуссий относительно конституционного процесса как раз показывает его легитимность, показывает, что "Конституционная комиссия идет к народу".
 
"Но нет текста (у народа)!" — возразила на это Марина Ставнийчук.
 
С вопросом о легитимности Конституции в Украине проблемы уже традиционные, отметила Ставнийчук. По ее словам, в 2014 году "нелегитимно вернулись к Конституции 2004 года", которая, в свою очередь, тоже была принята с процессуальными нарушениями… Не говоря уже о событиях 2010 года. "На сегодняшний день мы имеем очень серьезную проблему с легитимностью Основного Закона", — сказала она. По мнению Ставнийчук, и сейчас конституционный процесс "не был открытым и конкурентным", не привлекались представители гражданского общества. Эксперт подчеркнула, что руководство страны несет ответственность за то, что "конституционный процесс пошел не в том направлении, в каком нужно". Она напомнила, что год тому назад предлагала президенту Украины организовать широкое обсуждение имеющихся предложений, чтобы еще тогда начать процесс — но к предложению не прислушались. По-прежнему остаются нерешенными проблемы информирования общественности (да и хотят ли ее решать?). Так, Ставнийчук сообщила, что информацию о проектах по децентрализации она вынуждена брать из интернета, со странички вице-спикера Оксаны Сыроид в соцсети. По мнению Ставнийчук, власть вполне может использовать технологию референдума при проведении местных выборов в октябре 2015 года, и посоветовала включить вопрос о том, хочет ли народ "сильной руки"?