Аэропорт Днепра ждёт от Зеленского важных решений
Порошенко потерял президентское кресло из-за того, что пиарился вместо реальных дел. Пойдет ли этот урок впрок Зеленскому?
Лакмусовой бумажкой может стать аэропорт Днепра – проекта, который так громко обсуждали политики, но который до сих пор не сдвинулся с мертвой точки вопреки чаяниям громады региона.
Пустые обещания бывших
Еще в конце прошлого Президент Украины Петр Порошенко заявил на встрече с Борисом Филатовым:
"По моей просьбе в проект бюджета включена отдельная программа по строительству современного международного аэропорта в Днепропетровской области.
Я твердо убежден, что это наша общая задача.
В бюджете уже сейчас предусмотрено, и, я надеюсь, будет проголосована соответствующая сумма на проектирование, строительство. Если будет необходимость, я уверен, что правительство также прислушается к моим рекомендациям и будут выделены дополнительные средства из Государственного фонда регионального развития".
К сожалению, этого так и не произошло. В том числе и поэтому, видимо, уже в первом туре президентских выборов громада региона дала оценку президентским обещаниям Порошенко: за него проголосовали около 8,32 % избирателей, а за Владимира Зеленского 45,3 %.
Во втором туре, как известно, пропорция была еще более выразительной: Петра Алексеевича поддержали 10,81 % жителей региона, а Зеленский получил триумфальные 87,25 % (!). Понятно, что такой высокий кредит доверия теперь надо оправдывать, но об этом дальше.
На правительственном уровне же много говорили о выделении из Государственного бюджета на 2019 год 1 млрд грн на реконструкцию взлетной полосы аэропорта Днепра.
Потом сумма уменьшилась до 200 млн грн, а министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что эти деньги пойдут на подготовительные работы по строительству аэропорта в чистом поле в районе с. Соленое Днепропетровской области.
Уже после первого тура выборов, 9 апреля, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что вопрос размещения аэропорта Днепра нужно решать на основе решения самих жителей города.
Запамятовав, что свое мнение они высказали давно и очень ясно, собрав голоса под петициями на имя Президента Украины и горсовета о строительстве нового аэропорта на базе существующего.
В общем, никаких реальных действий за этими словами со стороны наделенных полномочиями и обладающих влиянием органов за несколько лет говорильни не последовало. Аэропорта как не было, так и нет.
И все снова занялись политикой, поскольку впереди выборы в Верховную Раду, на которые пойдут и Порошенко, и Гройсман. И само собой облеченный беспрецедентным доверием земляков Зеленский — со своей политсилой "Слуга народа".
Аэропорт Днепра как предвыборный козырь
Апрельское заявление Владиимира Гройсмана о том, что аэропорт строить надо – уже было из разряда подготовки к выборам в Верховную Раду. Поскольку уже тогда было ясно, что шансы остаться на посту главы Кабмина при новом главе государства у него невелики.
Но и парламентские перспективы уже почти экс-премьеру и политсилы, с которой он пойдет покорять ВРУ, тема аэропорта Днепра не улучшит.
Поскольку лично он не сделал ничего, для того, чтобы у города снова появились полноценные воздушные ворота.
Если мы посмотрим, кто на местном уровне больше всех ратует за строительство с нуля аэропорта в Соленом, мы увидим два имени: народный депутат от БПП Татьяна Рычкова и глава Днепропетровского облсовета (избранный от БПП) Глеб Прыгунов.
"Мы возводим первый в Украине современный аэропорт с нуля за все годы независимости Украины", — звучит очень красиво.
Вот только никто при этом не напоминает, что в этом случае ждать придется 5 лет, и потратить 400 млн. дол. согласно выводам экспертов Airport Consulting Vienna.
Вместо 2 лет и 200 млн. дол. в случае реконструкции существующего Международного аэропорта "Днепр"! А еще о том, что площадка в Соленом дорога "птенцам гнезда Порошенко" прежде всего своим областным статусом.
Избранные под флагом Прыгунов, Татьяна Рычкова и активничающий в Днепре нардеп Андрей Павелко явно мечтают рассказывать о своих невероятных усилиях по лоббированию "соленовского гиперлупа" и записать себе в актив.
Несмотря на то, что за время обсуждения проекта при Порошенко уже давно можно было действующий аэропорт привести в порядок.
Было бы желание работать и принимать решения, а не строить потемкинские деревни.
Вот у кого есть возможность оправдать доверие избирателей Днепра и области – так это у Владимира Зеленского и его партии. Поскольку, где и как строить аэропорт вполне очевидно. Надо только начать.
Экспертный взгляд
Все достоинства и недостатки вариантов строительства аэропорта (с нуля или на базе существующего) поручили рассмотреть независимым экспертам из Airport Consulting Vienna.
По их мнению, у действующего аэропорта в Днепре есть все преимущества по сравнению с другими локациями.
При расчетах эксперты учитывали возможность размещения инфраструктуры аэропорта, возможность обслуживания прогнозируемого пассажиропотока 4 млн пассажиров в год, размеры участка, подъезды к городу Днепр, метеоусловия и многое другое.
Тем более, что Александр Ярославский, владелец и президент DCH, вряд ли будет вкладывать обещанные $70 млн в строительство новых терминалов Международного аэропорта при экономически неразумной конфигурации проекта.
Поэтому выбор площадки для строительства очевиден.
Стартовые условия понятны. Непонятные проволочки со стороны новой власти, обещавшей землякам горы свернуть.
Вопросы в ожидании ответов
Сегодня здравый смысл, желания жителей Днепра и рекомендации экспертов вступили в противоречие с политическими амбициями власть имущих. Ситуация патовая.
Политика опять вышла на первый план в ущерб экономике. Никаких реальных действий, кроме разговоров и громких заявлений, не делается – все снова ушли на выборы.
Тем временем жители одного из крупнейших городов Украины вынуждены тратить на поездку в Турцию или Европу сутки, вместо нескольких часов.
Все это тормозит и туризм, и инвестиции в регион. А еще вызывает разочарование: ждали перемен, а видим все то же самое.
Политическая воля президента Владимира Зеленского могла бы изменить ситуацию. Проявит ли он ее? Или грабли Порошенко окажутся ближе, даже несмотря на стремительно приближающееся 21 июля – весьма вероятную дату голосования на выборах во ВРУ.