Без купаний в проруби: как раньше в Днепре праздновали Крещение
Как оказалось, традиция окунаться в прорубь на Крещение в Днепре появилась сравнительно недавно. Ныряние в прорубь на праздник никогда раньше не было украинской христианской традицией. Наши предки в мороз не ныряли в проруби, а тем более не раздевались в присутствии священников и не пачкали только освященную воду (которую после освящения набирали, чтобы пить, а не купаться), передает Днепровская Панорама, ссылаясь на пост Владимира Чернышова в Facebook.
О таком ритуале нет информации в серьезных научных исследованиях украинских религиозных традиций. Это скорее постсоветское искажение многовековых национально-религиозных традиций. Эта мода появилась у нас в 1990-е гг. и особенно в 2000-е благодаря некоторым политикам и СМИ, которые навязали этот стереотип под видом «многовековой народной традиции». В результате «моржевание» стало подменять смысл и содержание христианского праздника, превратившись в некий нелепый ритуал, больше похожий на язычество, чем на христианство.
Владимир Чернышов предлагаем ознакомиться с описанием, как действительно отмечали праздник Крещения украинские казаки на Запорожской Сечи. Это воспоминания старого запорожца Никиты Коржа, когда-то в XIX в. записаны из уст очевидца в трудах историка казачества профессора Дмитрия Яворницкого.
Так вот, из воспоминаний Никиты Коржа мы узнаем, что каждый новый год на праздник Крещения в этот день с самого утра на Запорожской Сечи «все казаки, пехота, артиллерия и кавалерия, собирались на площади перед церковью и стояли здесь рядами по шалашам, без шапок, до завершения богослужения; все одевали лучшую одежду, вооружались лучшим оружием; над каждым шалашом развевались особые разрисованные флаги, которые держали хорунжи, сидели на прекрасно убранных лошадях. После окончания Божественной Литургии из церкви выходил настоятель с крестом в руке, за ним парами шли иеромонахи с евангелиями, иконами, в дорогой одежде; по духовенству слаженно, рядами, с хоругвями и тяжелыми пушками ступали казаки; за казаками – массы простых людей, и все вместе высыпали на середину Днепра, на Иордан. Здесь все становились шеренгами и слушали службу Божию. Когда архимандрит впервые погружал крест в воду, казаки одновременно гремели таким залпом, что от того удара аж земля стонала. А зрителей покрывал густой дым, как тьма… Успокоившись на несколько минут, пока дым развеивался, а настоятель еще раз погружал крест в воду, казаки снова стреляли, на этот раз сколько кому заблагорассудится».
Раньше на Крещение святую воду после освящения набирали из проруби, чтобы пить потом крещенскую святую воду круглый год, а потому не пачкали ее купаниями. Более того, в народных обычаях не принято было после Крещения целую неделю даже стирать в освященных крещенских источниках и прорубях, чтобы не запачкать святой воды.
Читайте также Легендарное место отдыха: как выглядело кафе "Пингвин" в Днепре (Фото)