Корабли были популярнее автомобилей: забытая речная "Ракета" - уже эпоха Днепра

Давным-давно из Днепра ходили «Ракеты» в Кременчуг, Запорожье и Киев. За 27 лет пассажирские перевозки реками сократились в 40 раз, а 98% украинцев полностью отказались от водного транспорта.

Корреспондент "ДП" расскажет, куда делись знаменитые "Ракеты" на Днепре, ссылаясь на «Наше місто».

Упадок речного транспорта

Около 30 лет назад речной транспорт обслуживал более 18 миллионов пассажиров, но с каждым годом популярность теплоходов стремительно падала. «Ракеты», «Полесье» и «Кометы» на своих подводных крыльях летали по Днепру со скоростью до 80 км/час и стабильно заменяли украинцам автобусные и железнодорожные перевозки. Но речной транспорт всегда был дотационным, а «Ракеты» потребляли более 100 литров топлива в час.

С 1992 года речной транспорт начал проигрывать автомобилям. В Союзе никто не считал экономическую рентабельность перевозок по рекам, поэтому в независимой Украине от затратных «Ракет» и «Метеоров» решили отказаться. С этого момента украинцы остались без речного флота. Из 2500 кораблей на плаву осталось всего 150…

История «крылатых» на Днепре

1

На историческом фото — особый тип теплохода, судно на подводных крыльях (сокращенно СПК), типа «Ракета». За годы Советской власти разными заводами было выпущено около десятка наименований СПК, разнообразных систем. Многие были на слуху у жителей и тех, кто активно пользовался речным транспортом.

На фото того времени в период смены поколений было очень интересно сравнивать причаливающий дымящий пассажирский пароход «Богдан Хмельницкий» и изящную, с плавными обводами «Ракету-9». Годами позже порт Днепропетровск пополнился и другими «космическими» названиями: Н.Е. Жуковский, Марс, Космос, Зенит, Сергей Королев, Космонавт Пацаев. Для нашего «космического» города это было приятное совпадение!

За время работы речного флота «Ракеты» можно было встретить на маршрутах от Чернигова до Херсона. Каждое утро один теплоход уходил на междугородную линию по маршруту: Днепропетровск-Запорожье-Кременчуг-Днепропетровск.

И два теплохода уходили на пригородную линию вдоль правого берега до села Войсковое и вдоль левого берега — до села Сухая Калина. По воспоминаниям капитана Владимира Свитко, порой мест на судне не хватало, и люди оставались на берегу.

3


Масштабный закат эксплуатации крылатого флота пришелся на 1991-1992 год. В дальнейшем основная часть была ликвидирована ради «металлолома». Однако, одному теплоходу удалось сохраниться. В 1983 году «Н.Е. Жуковский» установили в нашем городе, на ж/м Солнечный, около городка «Звездный». По рассказам днепрян, в салоне крутили мультфильмы для детворы. Это был своеобразный памятник. Просуществовал он до начала августа 2018 года и был разрезан.

IMG_7700

Подобная судьба была и у других «Ракет»-памятников — их резали на металлолом в погоне за цветным металлом. А ведь корпус для облегчения веса судна делался их дюральалюминия. Но несмотря на это, в Украине еще можно встретить «Ракету» — в Луцке и Миргороде, а в Николаеве всерьез взялись за восстановление «крылатого флота».

IMG_7749

Возможно со временем речной флот сможет конкурировать с автомобильными перевозками, но в реки Украины нужно вкладывать средства. В 2017 году на поддержание речного флота выделили всего 39 миллионов гривен, которых катастрофически не хватает. Прежде всего, теплоходам и ракетам нужно заменить двигатели и уменьшить расход топлива, чтобы пассажиры выбирали речной транспорт из-за его экономичности.

IMG_8642

Сейчас же цена билета на автобус в 3-4 раза меньше, чем на теплоход. Эксперты дают позитивные прогнозы на воскрешение речного транспорта Украины. Речные судна должны быть намного комфортнее, и тариф должен быть конкурентоспособным.

Единственный способ возродить пассажирские речные перевозки – создать тариф меньше нынешнего и увеличить комфорт перевозок. Но все равно это будут либо короткие перевозки, либо туристические. Но украинские конструкторы не отчаиваются и продолжают искать выход из сложившейся ситуации.

IMG_9386

Исторические фото — Вадим Пономаренко.

Современные фото — Валерий Кравченко.

По материалам Наше місто.