Как уберечься от мошенников: ситуации и рекомендации
С развитием технологий активно появляются новые схемы интернет и телефонного мошенничества. Чтобы не попасть на крючок преступников и не потерять свои средства, нужно знать простые правила поведения в сети интернет и пользования телефоном. В октябре 2021 года Киевстар провел среди своих абонентов опрос об отношении к собственной кибербезопасности. Результаты демонстрируют, что 85% опрашиваемых сталкивались с вызовами в данной сфере.
Участниками исследования стали 550 человек. Чаще всего они сталкивались с такими видами мошенничества:
- сообщение о победе в несуществующей акции – абоненту приходит сообщение или звонок о победе в несуществующей акции и возможности получить приз, для чего необходимо предоставить свои персональные данные или же перечислить незначительную сумму налога;
- звонок или SMS с обещанием выигрыша после уплаты комиссии – как правило, преступники просят заплатить незначительную сумму и абоненты пересылают средства, попадаясь на этот крючок;
- звонок будто бы из банка или от оператора с просьбой назвать одноразовый пароль из SMS, которое поступит – после того, как абонент называет такой пароль, злоумышленники получают доступ к его личному кабинету и могут осуществлять финансовые операции за него;
- сообщение о получении денежного перевода с дальнейшей попыткой изъятия данных кредитной карточки – получив такие данные, преступники могут ограбить владельца карточки.
Результаты опроса также показали, что 66% опрашиваемых абонентов уже защищают номер телефона, привязанный к банковским счетам (финансовый номер). 32% респондентов планируют защищать свой мобильный номер с помощью регистрации его на паспорт, а 12% опрошенных уже авторизовались у оператора. И только 7% пользователей мобильной связи и интернет-услуг считают нецелесообразным прибегать к дополнительным мерам для своей защиты в киберпространстве.
51% абонентов заметили, что в случае выявления преступления изменят пароли к самым важным учетным записям или сразу заблокируют банковские карточки, а 33% обратятся в правоохранительные органы или непосредственно в финансовые учреждения и к оператору мобильной связи, чтобы сообщить о попытке мошенничества.
Киевстар рекомендует абонентам в целях безопасности зарегистрировать SIM-карточку на паспорт либо заключить контракт с телеком-оператором. В этом случае, когда мошенники будут пытаться присвоить себе номер телефона и у абонента возникнет потребность заменить эту карточку, оператор сможет проверить и идентифицировать подлинную личность владельца карточки.
Киевстар призывает украинцев к осмотрительному и осторожному поведению в публичном пространстве:
- не раскрывать персональных данных, истории пользования номером – кодов из SMS-сообщений, особенно если ваш номер телефона находится в открытом доступе;
- регистрировать банковские счета на отдельный номер телефона;
- тщательно проверять, какие услуги и онлайн-сервисы связаны с мобильным номером;
- пользоваться мерами и сервисами для защиты бизнеса от кибератак и учить сотрудников соблюдать правила цифровой безопасности.
Ознакомиться с более детальной информацией относительно правил и кибергигиены можно на официальном сайте оператора в разделе «Профилактика мобильного мошенничества».