Легендарный ж/д вокзал в Днепре: уникальные исторические фотографии (Фото)
Наверное не существует ни единого человека в городе, который бы не посещал хоть раз в жизни центральный железнодорожный вокзал в Днепре. Но мало, кто знает, как выглядел легендарный вокзал в былые времена.
18 (по новому стилю - 30) мая 1884 г. были торжественно открыты вокзал станции «Екатеринослав» на правом берегу Днепра и величественный железнодорожный мост. Так началась история Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги.
Здание вокзала ярко выделялось на фоне традиционной архитектуры Екатеринослава. Оно выстроено не в эклектическом стиле, а в нетипичном для города «неорусском стиле», копировавшем архитектуру Древней Руси XVII века. Помпезные фасады здания украшали две массивные башни, а также обилие декоративных элементов, - например, огромные крыльца с внушительными балясинами. По мнению историка архитектуры В. Ясиевича, вокзал Екатеринослава был крупнейшим общественным зданием Украины, выполненным в «неорусском стиле».
А вскоре к вокзалу были подведены и трамвайные пути.
Вокзал пережил революцию и Первую мировую войну. На фото: немецкие войска в Екатеринославе в 1918 году.
Еще в 1934 г. был разработан проект более вместительного вокзала в стиле конструктивизм, однако он не был реализован. 16 августа 1941 г. старый вокзал был разрушен в результате немецкой бомбардировки. Остов здания вокзала сохранялся до конца 1940-х годов.
Фотографии внушительных руин вокзала широко известны и стали одним из символов разрушенного Днепропетровска. Однако на фото хорошо видно, что основная коробка здания осталась целой. Сохранились две главные башни, декор, и даже боковое крыльцо с огромными балясинами. Состояние руин вокзала давало возможность восстановления здания.
Почему же было принято решение строить новое здание? Ведь после войны в СССР отстраивали памятники архитектуры, сохранившиеся гораздо хуже, нежели старый вокзал. Видимо, причина кроется в двух моментах. Во-первых, «неорусский стиль» вокзала считали «буржуазным» и чрезмерно вычурным. Вторая причина техническая – необходимость увеличения площади здания и функциональные изменения.
Автором проекта днепропетровского вокзала стал знаменитый архитектор Алексей Николаевич Душкин.
Построенное здание вокзала сильно отличалось от первоначального проекта. Как это часто случается с помпезными сооружениями, жертвами прагматизма стали декор и часть элементов фасада. На них попросту сэкономили.
Существенные изменения проекта вокзала в процессе строительства, не сильно сказались на его облике. Реальный вокзал сохранил монументальность и обрел строгие величественные черты. В значительной мере был утрачен лишь милитаристский подтекст в облике здания.
В 2002 году вокзал капитально реконструировали. С этого момента он имеет вид, к которому мы привыкли.
Читайте также Тайны «Золотой Розы»: история культовой синагоги Днепра (Фото)