6 месяцев тишины: жены защитников Змеиного рассказали, как пытаются вернуть мужей домой

Остров Змеиный российские оккупанты атаковали в первый день полномасштабной войны России против Украины. Среди его защитников оказались мастер сержант Александр Кривицкий и главный сержант Вячеслав Палиенко. Отметим, что сын и невестка Кривицкого сейчас живут в Днепре. Жены военнопленных продолжают делать все возможное, чтобы вернуть мужей домой, но официальные власти оказались бессильны. В эксклюзивном интервью для Днепровской панорамы Карина Палиенко и Светлана Кривицкая поделились подробностями захвата острова и последнего прощания с мужьями.

Расскажите подробнее о ваших семьях

Карина: С мужем я живу с 2013 года. У нас сын. Мальчик. Восемь лет. В 2015 году все у нас началось. Мы оба военнослужащие. Служили в Умани. И там у нас закрутилось. Так и продолжаем жить. Муж подписал контракт сразу после срочной службы и с тех пор служит. 

Светлана: Мы с 2004 года живем. Он в 2014 году пошел служить по контракту и служил, пока не попал в плен. 

Чем вы занимались до войны?

Светлана: До войны муж занимался рыболовством. В 2014 году, когда начался конфликт на Донбассе, ему пришла повестка и он пошел защищать Украину. Потом подписал контракт и служил в пограничных войсках. 

Когда вы в последний раз общались?

Светлана: 24 февраля. Он позвонил утром. Потом периодически созванивались. До 16:00 еще была связь. Потом она пропала и больше связи не было. 

Карина: В последний раз общались 24 февраля. В районе 16:00 был последний его звонок. Он сказал: «Я прощаюсь, либо выживу». Это были последние его слова. Это после того, как их первый раз уже обстреляли. Он еще утром сказал, что их рано подняли по тревоге и в районе острова стоят два судна. Они патрулируют территорию и наблюдают за островом. Около 15:00 их в первый раз обстреляли. В 16:00 они уже были в бункере. Он позвонил и попрощался. 

Как вы узнали обстоятельства взятия ваших мужей в плен?

Карина: В ночь с 24 на 25 февраля Зеленский провозгласил, что защитники острова погибли. 26 февраля по российским новостям мы узнали, что они живы. Было видео, как их привезли в Севастополь. 

Светлана: На видео мы своих мужей узнали. Мы видели их там. После этого мы начали звонить руководству, чтобы доказать, что они живы, а то, что Зеленский их провозгласил мертвыми – это неправда. 

С кем именно вы общались из представителей власти?

Светлана: Мы обратились к командиру части, и он тоже просил эти видео. Командование подтверждает, что это наши ребята, они их узнали и они живы. С того момента им дали статус военнопленных. 

Обращались ли вы к представителям специальных служб? 

Светлана: Сейчас обменами и переговорами занимаются сотрудники Главного управления разведки и СБУ. До этого занималась Ирина Верещук. Мы связались с СБУ. Была встреча. Там нам сообщили, что Россия не идет на контакт, а украинская сторона делает все, что возможно. 

Известно ли вам, где сейчас содержат ваших мужей?


Светлана: По информации на первое апреля мужей содержат на российской территории, в городе Старый Оскол Белгородской области. Это мы узнали от двух ребят, которых поменяли. Но с апреля прошло столько времени, что их могли перевезти. После этого вообще ничего не знаем. В апреле был последний обмен, в который попадали наши ребята. Во всех последующих обменах, никого со Змеиного не было. 

Есть ли ваши мужья в официальных списках попавших в российских плен?

Карина: Да. Нам в марте звонили из Национального информационного бюро (его сотрудники собирают данные об украинских военнопленных, погибших, пропавших без вести, незаконно задержанных оккупантами). Там подтвердили, что мужья находятся на территории Российской Федерации. 

Сейчас в Украине создаются различные объединения жен военнопленных. Как вы объединились?

Карина: Друг друга мы нашли через социальные сети. Мы общались с женами защитников Азовстали. Они помогали советами, мы прислушивались, обсуждали, куда обращаться, как себя вести в таких ситуациях. 

Открыто ли уголовное дело по вашим случаям, на какой оно сейчас стадии?

Карина: Представители полиции у нас приняли заявления о том, что мужья пропали без вести. Мы сообщили в полицию, что узнали их среди военнопленных. Но в полиции отказались присваивать такой статус и причислили их к без вести пропавшим. Как дело у них продвигается, ответа нам не дают. Там был один следователь, потом он сменился. Прежний следователь взял у нас показания и сказал, что у него это дело забрали и передали криминалистам в Одессу. А дальше мы контакты нового следователя не нашли. 

Когда вы в последний раз виделись с мужьями?

Карина и Светлана: 12 февраля они уехали на остров. Это была последняя встреча. Потом только телефонный звонок был. Мы вместе провожали мужей. 

Президент Владимир Зеленский объявил защитников Змеиного погибшими. Как вы думаете, почему он пошел на такой шаг?

Светлана: Мне кажется, что там такое месиво было, что они, наверное, подумали, что в таких условиях выжить нельзя. Может быть поэтому их и объявили погибшими. Связи не было. 

Не собираетесь ли вы уезжать из-за войны?

Карина и Светлана: У нас тихо. Когда остров сначала взяли, потом начали отбивать, было неспокойно, но сейчас тихо и уезжать не планируем. 

Что вы планируете делать дальше, чтобы вернуть мужей?

Мы выходили на международных журналистов и Красный крест. В Красном кресте сообщили, что представителей их организации допускают не во все колонии. Поэтому они не смогли добраться до наших мужей. Дальше мы надеемся только на представителей Красного креста, мы не знаем, куда дальше стучаться, чтобы добиться хотя бы одного звонка либо письма. Мы понимаем, что идет война, есть пленные, но, все же, хотя бы один звонок нам могли бы выделить. Пусть не называют свое местоположение, но нам важно хотя бы услышать голос и знать, что они живы и с ними все в порядке. Куда бы мы не обращались, ничего не дает результата. Сейчас в приоритете стоит Азовсталь, хотя наши пограничники со Змеиного в первый день попали в плен. Мы уже шесть месяцев ничего о них не слышали. По последним данным, там остается 75 пленных. Мы просим хотя бы одного звонка или записки. 

Справка:

Утром 24 февраля РФ начала полномасштабную войну против Украины. Пограничники первыми начали оборонять остров Змеиный. Около 15:00 с российского крейсера Москва прозвучал первый выстрел. Пограничники с минимальным вооружением обороняли остров от двух российских крейсеров. В ночь с 24 на 25 февраля их объявили погибшими. Позже оказалось, что защитники Змеиного живы и находятся в российском плену. 

Раннее мы сообщали: Основное направление - Бахмут: музыкант из Днепра эвакуирует людей из Донецкой области