От наперсточников в криминальные авторитеты: как проходило становление "днепровской братвы"

В этом году исполняется 35 лет после начала «боевого пути» многих представителей днепровского криминала. Именно в 1987 Днепропетровск перестал быть закрытым городом как для иностранцев, так и для темных личностей, а в стране разрешили кооперативы и индивидуальную трудовую деятельность. И многое из того, что было посеяно в то время, мы пожинаем и сегодня. Подробнее об этом расскажет Днепровская Панорама, ссылаясь на 49000.

Именно тогда привычными для горожан стали спортивного вида ребята – неизменные сопровождающие «наперсточников» и частые «гости» начинающих кооператоров.

2

Не исключением стал и Александр Налекрешвили, перебравшийся в Днепропетровск из грузинского города Рустави, которому в то время стукнуло 15 лет. Вскоре свою фамилию он сменил на Петровский, получил прозвище Алик Нарик, а свободное время делил между занятиями в секции дзюдо в спортшколе «Динамо» и криминальными проделками с такими же желающими получать много и сразу.

Кручу-верчу, бросить хочу

После «трудовой смены» группа наперсточников из «Озерки» частенько отдыхала в одном из первых казино в Днепре в гостинице «Рассвет» и ресторане гостиницы «Днепропетровск».

3

По данным милицейских сведений, в эту группу входили юные дзюдоисты и боксеры Дато Суладзе (Дато), Саша Евтушенко, Олег Панасенко, Рома Шовкопляс (Рома Луганский), Богдан Гулямов (Бодя), Валерий Гуляев (Слон), Валерий Кондратьев (Гастелло). Сергей Олейник (Умка), Саша Лисовенко, Саша Кавдакс (Штрек) и Альберт Колескор (Дуденок). Забегая вперед, отметим, что многие из них сегодня известные личности не только в Днепре, но и в Украине. К примеру, авторитетными бизнесменами, меценатами и сподвижниками, а также партнерами Нарика в коммерческой деятельности. А некоторые фигурировали даже в новостях о принятии Томоса.

Достаточно быстро ребята поняли, что наперсточные разводы – дело стремительное и не такое прибыльное, как крышевание кооператоров. Причем на главные призы не посягали, удовлетворившись развлекательными заведениями на правом берегу города. Их контроль быстро распространился на большинство кафе, игровых залов и даже видеосалонов, связанных с чиновниками из обкома и даже самим губернатором Павлом Лазаренко – позже премьером страны.

4

Впрочем, по имеющимся данным, первый опыт крыши был не совсем удачным. Нарика «связали», у него состоялась какая-то встреча с представителями КГБ, во время которой Саше предложили внедриться в настоящую «бригаду», став информатором. А заодно и отмазали от армии.

«Об этом ходили слухи, что в Днепропетровске среди «пацанов»: Налекрешвили и его «коллегу» Гуревича за спиной обзывали «КГБшные жидята», утверждая, что те раньше сотрудничали с органами, а затем имели тесные контакты с «милицейской мафией», – сообщает источник.

Беги, Нарик, беги!

В начале 1993 года в структуру группы Нарика входило несколько десятков баров и ресторанов, вещевой рынок на стадионе Металлург, большинство Озерки. Под крыло попали новые бригады наперсточников, торговцы наркотиками, скупщики золота, а также рыночные кидалы. Группу поддерживал криминальный авторитет Тенгиз Суладзе.

В 1995 году в отношении Петровского и его товарища Гуляева было возбуждено уголовное дело № 83946 по ст.206, часть 2 по подозрению в избиении предпринимателей Хухунайшвили и Самсоновой.


К 1995 году после десяти лет отсидки вышел бывший Матрос, смотрящий по региону, которого новое расписание не устраивало.

5

И вскоре в Днепре началась настоящая бойня. 18 апреля 1995 года у кафе Камелия киллер выстрелил в Нарика из пистолета ТТ, но промахнулся, попав ему в плечо. 16 января 1996 года Петровского перепутали с его телохранителем Сергеем Астратенко. Охранника застрелили из автомата Калашникова. Киллера впоследствии арестовали, но уже в СИЗО он скончался при загадочных обстоятельствах, так и не выдав имени заказчика.

Петровский оборудовал двухэтажное здание на улице Рыбинской мощными стенами и видеокамерами, обзавелся профессиональными охранниками. Постоянно менял маршруты передвижения, ездил на разных автомобилях. Поменял прописку и обзавелся несколькими квартирами. Но вероятнее всего его спасло знакомство с Лазаренко, которому он оказывал помощь в бизнесе.

6

В 1997 Лазаренко был смещен, а Матрос уехал из Днепропетровска и внезапно умер. И тогда Нарик хотел жить исключительно за границей, бывая в Днепропетровске по два-три раза в год.

Кстати, существует версия, что Нарик имеет отношение к организации по заказу Лазаренко убийства в донецком аэропорту депутата Евгения Щербаня. Как и его партнер, американский бизнесмен Пол Тейтум.

Меценат с криминальным шлейфом

В то же время созданная им бизнес-империя стала наиболее мощной в регионе, контролируя импорт металла, торговлю нефтепродуктами и сельхозпродукцией, обращение драгоценных металлов и камней, продажу автомобилей, ресторанный бизнес, производство минеральной воды и многое другое. 16 ноября 2000 года по подозрению в нескольких криминальных эпизодах Нарику суд избрал меру пресечения — содержание под стражей. Однако Петровского в Днепре уже не было, потому его объявили в розыск. В 2003 году против Петровского вновь открывают уголовное дело — № 70011102 по ст. 144 ч.З УК Украины – незаконное лишение свободы или похищение человека. Петровского подозревали в похищении и вымогательстве 25 тысяч долларов с предпринимателя Шагиняна в 1996 году. Уголовное дело объединили с еще одним уголовным случаем — Петровского подозревали в вымогательстве и угрозах предпринимателю Юрию Куриузову. В 2004 году Петровский был задержан по этому делу, но через несколько суток был отпущен на свободу, а дело было прекращено.

В октябре 2004 года прокуратура Днепропетровской области снова объявила Петровского в межгосударственный розыск, его задержание санкционировано Индустриальным районным судом Днепропетровска. Причем данные Александра Петровского были переданы в Интерпол. 27 октября 2004 года Александр Петровский был задержан в селе Старые Маяки Одесской области вместе со своим старым другом Сергеем Олейником по кличке Умка за избиение сотрудника «Беркута» Костюченко.

7

Окончательное возвращение Петровского в Украину произошло после победы на президентских выборах Виктора Януковича. Реабилитироваться решил как религиозный меценат.

Да, он помогал Свято-Преображенскому собору тогда еще УПЦ МП, еврейскому центру «Менора». Отжал участок на Набережной Заводской и построил церковь, которая вскоре превратилась в Храм Рождества Пресвятой Богородицы УПЦ Киевского патриархата.

С тех пор и по сей день подручные Петровского, среди которых и телеканал D1, пытаются всячески поддерживать его имидж мецената и благотворителя. А также защитника Днепра – впрочем, привычно бежавшего из страны еще в начале войны.

9