Пища патриотов
В Днепропетровске все большую популярность обретает бойкотирование российских товаров. Ежедневно увеличивается количество ряд магазинов, которые маркируют товары, произведенные в РФ, и выделяют продукцию украинского производителя. Бойкот российских товаров и подорожание импорта дает шанс украинским производителям.
Транснациональная компания Unilever в середине августа объявила, что прекращает поставки в Украину чая Lipton, расфасованного в России. Вместо этого на полки украинских супермаркетов попадет чай, упакованный в Европе. Смена страны поставщика – результат объявленного украинцами бойкота товарам, произведенным в РФ.
По данным Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (УАПТС), продажи российских товаров рухнули на 40%. Еще один результат – увеличение на полках супермаркетов украинской продукции, рассказали Hubs в торговых сетях «Эко-маркет» и Auchan.
Меньше импорта
На руку отечественным товарам и девальвация гривны. Дорогой доллар вынуждает ритейлеров либо поднимать цены, либо сокращать маржу, либо менять ассортимент. В том числе заменять иностранные продукты более дешевыми украинскими аналогами. Впрочем, процесс только начался и двигается медленно – слишком велика инерция, отмечает маркетинг-директор консалтинговой компании Global ABC Алексей Филановский.
Тем не менее, по данным Госстата, за январь-июнь импорт продуктов питания в Украину упал на 7%, бытовых товаров – на четверть, а одежды и обуви – почти вполовину. В частности, мяса и полуфабрикатов ввезено почти на 60% меньше, чая и кофе – на 18%, а какао и продуктов из них – на 13%.
Бакалея – лидер по импортозамещению в сегменте продуктов питания, говорит председатель УАПТС Алексей Дорошенко. По его словам, на полках стало больше отечественных макарон, сладостей, полуфабрикатов и консервов. «Конкуренция для украинских товаров в этих категориях снизилась», – объясняет он. Чтобы подогреть спрос, супермаркеты проводят акции с акцентом на отечественное происхождение товара.
Украинские производители могут развернуться разве что в сегменте товаров средней ценовой категории. Покупатели дорогого импорта не изменят своим привычкам даже в условиях повышения цен, а в сегменте самых дешевых товаров – конкуренция не снизилась, отмечает Дорошенко.
Есть и другая причина, которая повышает заинтересованность отечественных производителей во внутреннем рынке – предвзятое отношение к украинским товарам со стороны российских ритейлеров. Речь не о торговых ограничениях Роспотребнадзора, но о нежелании супермаркетов из РФ продавать украинские товары.
Как рассказал Hubs директор по продажам компании «Эргопак» Олег Тышкевич, из 100 российских сетей супермаркетов, с которыми работает его компания, 98 отказались продлевать контракты или серьезно сократили закупки. Фирма Тышкевича производит бытовые товары под торговой маркой «Мелочи жизни». «Во время переговоров ссылаются на политические причины, мол, вот когда вас запретят, мы останемся с пустыми полками», – поясняет он.
Попасть на полку
Чтобы попасть на полки супермаркетов, производителям необходимо выложить более 1 млн гривен разнообразных платежей в зависимости от каждой конкретной сети. «Для отечественных компаний скидок не делают, говорит Дорошенко. – Платят наравне со всеми».
Вместе с тем ритейлеры жалуются на недостаточное количество серьезных отечественных игроков на рынке потребительских товаров. «Большая проблема в том, что востребованный качественный товар зачастую доступен только в ограниченных позициях, – говорит руководитель PR-отдела сети «Велика кишеня» Елена Остапенко – Либо производство закончилось, либо на рынке всего 2 игрока и понимаешь, что особого выбора и нет». В «Великой кишене» количество предложений с пометкой «сделано в Украине» не увеличилось.
В сети Watsons количество отечественных товаров, наоборот, выросло. Правда, в основном за счет собственных торговых марок, заказы на которые размещают в Украине. Чтобы попасть на полки со своими собственными брендами, нашим компаниям надо научиться выпускать качественные товары и не жалеть денег на разработки, маркетинг, коммуникации, IT, – говорит маркетинг-директор Watsons Игорь Дидок. «А кто этим занимался?», – разводит руками он.