Повышение тарифа на проезд в Днепре – это развитие электротранспорта и комфорт горожан – мнение экспертов
На протяжении последних 7 лет тариф на проезд в электротранспорте в Днепре оставался «законсервированным» на уровне 1,5 грн. Теперь бюджетные дотации на электротранспорт составляют более 30 млн грн. в месяц. Если не принять меры, в скором времени бюджет города может не справиться с подобной нагрузкой.
Опыт украинских городов показывает, что экономически адекватный тариф позволяет вывести сферу электротранспорта на качественный уровень, в то время как искусственное удержание стоимости ведет к остановке трамваев и троллейбусов, а также забастовкам рабочих. Как городу Днепр решить эту ситуацию, во время круглого стола «Прозрачность формирования тарифа на перевозку в городском электротранспорте» разбирались чиновники и эксперты.
Сейчас дискуссия идет об экономически обоснованной себестоимости проезда на уровне около 7 грн. Так, в горсовете Днепра утверждают: в Днепре есть стратегия улучшения качества перевозок в электротранспорте. Последние два года в городе активно восстанавливают и расширяют сеть маршрутов, а также обновляют подвижной состав троллейбусов. При этом, заказывая новые машины, учитывают и их комфорт – наличие кондиционеров и низкого пола.
«Городская власть, мэр города уделяют огромное внимание повышению качества обслуживания пассажиров электротранспорта. Соответственно, это влечет большие затраты из бюджета. Помимо этого, с 2011 года тариф на перевозку не поднимался. Стоимость проезда – на уровне 1,5 грн., и ее не пересматривали в течение семи лет. За этот промежуток времени стоимость энергоносителей и основных расходных средств выросла в 4-5 раз. За последние 2 года в Днепре для развития электротранспорта сделано очень много. Останавливаться и откатываться назад – нецелесообразно. Поэтому новый тариф – вынужденная мера», – сообщил директор департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета Игорь Маковцев.
Чиновник заявил, что с учетом сложившихся обстоятельств целесообразно будет привести стоимость проезда к реальному экономическому показателю. Таким образом, нагрузка на муниципальный бюджет уменьшится, и эти деньги можно будет использовать для капитальных ремонтов и покупки новых вагонов электротранспорта.
По словам директора КП «Днепровский электротранспорт» Владимира Кобца, сейчас в Днепре действуют 33 трамвайных и троллейбусных маршрута. Однако без ремонтов ситуация в электротранспорте может существенно ухудшиться. Сейчас Днепр находится на пятом месте по позитивному отношению к системе городского транспорта среди больших украинских городов. Каждый день электротранспорт Днепра перевозит порядка 300 тыс. пассажиров и 65% из них – льготники. При этом возможное повышение не коснется пассажиров льготных категорий.
«Траты на содержание и обновление парка электротранспорта намного превышают поступления. Поэтому проблема существует давно. Так, в Киеве на прошлой неделе подняли цены на проезд до 8 грн. Если мы посмотрим на другие украинские города, то в Одессе и Львове это – 5 грн., в Харькове, Тернополе и даже Белой Церкви – 4 грн. Винница, Запорожье, Николаев, Житомир, Ивано-Франковск – проезд 3 грн. Поэтому, если наши горожане хотят передвигаться в нормальных условиях, а не в так называемых маршрутных такси, которые небезопасны, то нужно нормально реагировать на подобные вещи (повышение тарифа, – Ред.)», – рассказал председатель правления «Комитета избирателей Украины» в Днепропетровской области Станислав Жолудев.
В свою очередь, общественный активист, член ОО «Платформа Громадський контроль» и эксперт по вопросам транспорта Иван Васючков рассказал о негативных примерах бездействия властей в других украинских городах.
«Есть отрицательный опыт пренебрежительного отношения к электротранспорту – это город Каменское. В связи с тем, что руководством этого города было принято популистское решение о замораживании тарифа на уровне 2,5 грн., последний год там все идет к полному коллапсу электротранспорта. Некоторые маршруты отменили в принципе. Водители и кондуктора бастуют в связи с тем, что им не выплачивают зарплату. Это то, что ждет в ближайшей перспективе и нас, если у нас не будет решен вопрос нового тарифа», – убежден Иван Васючков.