А. Гриценко: все подменено показухой, болтовней, ошибочной кадровой политикой

Бывший народный депутат и министр обороны 57-летний Анатолий Гриценко назначает встречу в офисе партии "Гражданская позиция". Это на третьем этаже старого дома в центре Киева. В коридорах пахнет горелыми проводами, стоят мешки с цементом. В подвальном помещении делают ремонт.

Лестница заставлена вазонами с живыми цветами. Они покрыты пылью. Двери открывает низенькая женщина. Просит раздеваться и подождать. Мужчина в военной форме работает за компьютером. На вешалке — куртка с нашивкой "Айдар. Бог с нами". Рядом — большой портрет Тараса Шевченко и новогодняя елка. В другой комнате четверо мужчин проводят совещание.

Гриценко приходит за 5 минут до назначенного времени. Просит сделать ему кофе и ведет в пустую комнату.

Какие вызовы предстанут перед Украиной в следующем году?

— Наибольший — угроза, что Украина исчезнет с карты Европы как целостное государство. Не только из-за российской агрессии, но и из-за собственной несостоятельности. Посмотрите, как резко изменилось отношение мирового сообщества к нам за последний год. От подъема, восхищения — до ощущения раздражения, безнадеги. Мы для партнеров стали чемоданом без ручки. Все из-за неадекватности людей, которые со сцены Майдана сели в кресла власти.

Какие ключевые ошибки допустила власть?

— В Китае один иероглиф означает и кризис, и шанс. Стремительные молниеносные события, случившиеся у нас в прошлом году, давали нам шанс со временем стать лидером центральной и восточной Европы. Но в нынешних сложных условиях страна оказалась без власти: президента, премьера, спикера, главы Нацбанка, генпрокурора. Есть люди в креслах — Порошенко, Яценюк, Гройсман, Гонтарева, Ярема. Нет руководителей, способных принимать профессиональные решения и воплощать их в жизнь. Все это подменено показухой, болтовней, ошибочной кадровой политикой. Назовите хоть одно удачное назначение Порошенко.

Говорят о министре обороны Степане Полтораке.

— Сравнительно с его предшественником Гелетеем — да. Генеральный прокурор — провал, глава Нацбанка — тоже. Спикер Гройсман был интересным мэром Винницы, но при чем тут парламент? Посмотрите на состав правительства. Кого туда делегировали Порошенко и Яценюк. Профессионалы, очевидно, только министр образования Квит и социальной политики Розенко. Остальные не готовы работать с первого дня. А кое-кто совсем не готов.

Турчинов — секретарь Совета национальной безопасности и обороны. Беда. Он должен был бы еще в марте-апреле пойти под суд за сдачу Крыма. А его назначают на ответственную должность. Кто тогда нам доктор?

Когда говорю об исчезновении Украины с карты Европы — это не только признание факта, что власть сдала Крым, 72 процента населения и десятки тысяч квадратных километров Донбасса и продолжает сдавать. Но и то, что Украина из субъекта европейской политики после Майдана опять превратилась в объект, который за уши куда-то ведут. Стыдно, когда в правительство назначают иностранцев, которые будут следить, чтобы не разворовывали деньги Международного валютного фонда. Стыдно, когда диктуют, какие проводить реформы. Их понимание качественных изменений и что нужно Украине — противоположные вещи. Для МВФ задача одна — чтобы мы стали финансово состоятельными, вернули деньги. Точка. Каким путем — не интересует.

Но мы сами, без давления Запада, никак не начнем реформы.

— Сейчас глубокий кризис. Он длится с конца февраля. Это лучшее время для начала реформ. На что их направить? На человеческий капитал — здоровье, образование, науку, передовые технологии, энергосбережение. Чтобы заложить фундамент для движения вперед. Что видим вместо этого? В проекте бюджета, который попал в прессу, убивают образование, науку, медицину, уничтожают средний класс.

Премьер Черчилль во время войны занимался формированием коалиции и обороной Великобритании. А в это время министры его правительства писали бюджет. Он узнал, что хотят сократить расходы на культуру, науку, образование. Спросил: "За что мы тогда воюем?" А мы за что?

Правительство затягивает время. Нужно внеочередное заседание парламента. Чтобы была хотя бы неделя на обсуждение 40 заявленных реформаторских законов и бюджета. Чтобы изъять олигархически-лоббистские, коррупционные схемы, грубые просчеты. Иначе соберутся где-то под Новый год, придет Яценюк чуть небритый, с гневным взглядом, и скажет: "Кризис, зима, холод, гривня падает, кредиты не дают, тарифы растут. Голосуем сразу, без обсуждения". Кто будет возражать, обзовут пятой колонной, врагами Майдана. Если удастся этот шабаш, страну будет трясти не один год.

Зачем Яценюк во второй раз пошел в премьеры?

— Наверное, хочет занять президентское кресло. За девять месяцев его работы мы не увидели ни одной реформы. Страну и дальше растаскивают, банду Януковича выпустили, их бизнес работает, армия не обеспечена, а это — ответственность правительства. И при этом люди вывели партию Яценюка на первое место на парламентских выборах. Очень скоро им будет стыдно за это.

Крым — ответственность Турчинова. Донбасс — Порошенко. Президент обеспечивает территориальную целостность страны? Нет.

У власти есть план движения страны вперед?

— Страной должны руководить государственные деятели. У нас это бизнесмены-коммерсанты. Порошенко сразу после выборов предложил мирный план. В сущности он означал капитуляцию более слабого государства перед более сильным. Мирный план должен был бы быть навязан извне: большой семеркой или Европой и Америкой. Теми, кто способен фиксировать обязательства и следить за их выполнением, применять средства влияния: экономические, военные. Сейчас этот мирный план закончился кровью, потерей территорий. В дипломатическом смысле лишились за столом переговоров США, ЕС. Осталась Москва, террористы, Кучма и ОБСЕ, куда входит и Россия. Чем могут завершиться эти переговоры? Украинская сторона согласилась со всем, что написал Путин.

Еще можем вернуться к женевскому формату, когда за столом переговоров опять будут США и ЕС?

— Обязаны вернуться к нему. Тогда появится шанс. Путин воспринимает только силу. Когда видит слабость, идет дальше. Нужно проявить единство и показать, что будем защищать каждый квадратный метр своей земли. Мантра – стоять и не провоцировать — ошибочна. Даже после объявления перемирия террористы захватили дополнительно около трех тысяч квадратных километров. Какое же это мирное соглашение? Они лупят нас каждый день "ураганами", "смерчами". Нужно действовать в ответ.

Взорвется ли наше общество в следующем году, если не будет реформ и надежд на улучшение ситуации?

— Нужно бояться ответа на этот вопрос, — Анатолий Степанович идет за сигаретами и закуривает. — Одно дело — Революция достоинства, а другое — революция с левыми лозунгами. Когда на фоне разочарования, злобы, ненависти к власти из-за новых платежек, роста цен, падения гривни доминирует настроение "забрать и разделить". Из-за ощущения несправедливости. Для чего нужно государство? Чтобы дать безопасность и справедливость. Если есть ощущение несправедливости и опасности — значит государство не выполняет свои функции. Тогда люди проявляют себя двумя путями. Положительно — как это было в первые месяцы войны: безумный поток волонтеров, переводы денег через эсэмэски. Или же выбирают деструктивный путь: "позор-вон", а все, что дороже тысячи долларов, — забрать или сжечь. Когда народ злой и еще и вооруженный — это большая проблема. Говорят, у украинцев на руках сейчас два миллиона единиц оружия. На чью пользу его используют и когда — большой вопрос.

Власть должна действовать на опережение. Обвал экономики привел к тому, что в стране осталось два успешных предпринимателя — Порошенко и Коломойский. Средний класс как залог демократии выпадает.

Украина стоит на краю экономической пропасти. Кто-то способен удержать ситуацию?

— Должны дать власти шанс. Может помочь внешний фактор. Иностранцы не скрывают своего гнетущего впечатления от Украины. Общаюсь с послами. Все говорят прямым текстом: ворюги, везде ложь, президент и премьер конфликтуют, теряете шанс, Украина может исчезнуть, деньги просто так давать больше давать не будем. Надеюсь, то же говорят Порошенко, Яценюку, Гонтаревой и Яреме. Они должны это услышать.

Почему ежедневно растет цена гривни за доллар?

— Если кто-то теряет, значит, кто-то в это время наживается. Это люди, которые имеют отношение к формированию курса, объемов рефинансирования, печати наличности и к вбросу денег на межбанковский рынок. Они за это время стали мультимиллиардерами. Слышал от банкиров, что откаты на рефинансирование банков составляют около тридцати процентов. Но жаловаться к генпрокурору не пойдут. Не верят. Генпрокурор Ярема — квота Президента. На таможне и в налоговой люди новые, но схемы — старые. Таможня подчиняется министру финансов, а дальше — премьеру. Значит, все они — в доле. Другие должностные лица сели на старые схемы. Можете себе представить, чтобы больше ста людей — семей Януковичей, Захарченко, Клюевых, Пшонок, другие — просто так взяли и исчезли? С 32 миллиардами долларов, которые, как говорил предыдущий генпрокурор Олег Махницкий, вывезли наличностью. Я спрашивал у банкиров. Говорят, на это нужно было восемь железнодорожных вагонов.

Яценюк говорит, что основа коррупции — в судебной, прокурорской и правоохранительной системе. Как уменьшать разворовывание?

— Это слышали от Яценюка и до, и после Майдана. У него есть полномочия — почему ничего не делает?

Что конкретно нужно сделать — провести сокращение, проверять на детекторе лжи?

— Детектор может сработать. В первую очередь проверить тех чиновников, которые пришли на должности уже после Майдана. Рыба гниет с головы, поэтому чистить ее с хвоста бесперспективно. Если бы на следующий день после назначения, генпрокурор Ярема арестовал пятьдесят людей, виновных в сдаче Крыма, в необеспечении солдат бронежилетами, в незащищенной границе, в разворовывании миллиардов, всколыхнулось бы все общество. Если бы задержали людей на уровне Турчинова или главного пограничника, или министра обороны, тогда рядовой таможенник или офицер поняли бы — пришла качественно другая власть. Но люди не чувствуют импульса справедливости. И у них опускаются руки, а доверие к власти падает.

У вас тоже опустились руки?

— Чувствую досаду. Имели шансы и не реализовали их.

Дважды баллотировался в президенты

Анатолий Гриценко последние семь лет был народным депутатом. На парламентских выборах осенью не попал в Раду. Его "Гражданская позиция" не преодолела проходной барьер. Набрали 3,1% голосов.

— Ответственность имеет фамилию. Я был уполномочен партией вести этот корабль к победе. Не удалось. Иду в отставку, — заявил он.

Автор: Оксана СМОЛА, Инна ИВЕРШЕНЬ