Если лошадь сдохла, перестаньте на ней скакать, - мэр Днепра Филатов о Кабмине

Вчера, 30 июня, конфликт между премьер-министром и мэрами, долгие месяцы войны варившийся внутри власти, выплеснулся наружу. Сразу несколько мэров и представителей местного самоуправления выразили свое недовольство действиями правительства и даже обвинили его главу Дениса Шмыгаля в «саботаже и вредительстве», передает Днепровская Панорама, ссылаясь на ZN.UA.

Индикатором обострения конфликта стало решение правительства вернуть все закупки, в том числе на армию и ТрО, в систему Prozorro. Что практически заблокировало органам местного самоуправления (ОМС) возможность оперативно осуществлять закупки товаров и оборудования: бронежилетов, тепловизоров, прицелов и т.п.

 Еще одна красная линия, негласно установленная и внутри общества, и внутри власти, не критиковать друг друга ради сохранения единства, пересечена. Почему мэры, объединенные в Ассоциацию городов Украины (АГУ), решились вынести сор из избы, мы спросили у мэра Днепра, члена президиума Конгресса региональных и местных властей при президенте Бориса Филатова.

— Бюджетный кодекс и закон о нацсопротивлении обязывают органы местного самоуправления финансировать армию. Так как в оборонном бюджете-2022 на экипировку был заложен ноль, да и с вооружением армии туго, многое в организации обороны легло на плечи самих бойцов, их семей, волонтеров и ОМС. Я знаю, что мэры изначально просили центральную власть забрать почетную миссию финансирования армии и ТрО в госбюджет. Но война оказалась настолько неординарной и критичной, что сегодня каждая громада, в прямом смысле борясь за свою жизнь, заинтересована в помощи ВСУ. Я правильно понимаю ситуацию, Борис? Так что или кто мешает вам помогать ВСУ?

— Нам мешает премьер-министр. То есть, если отодвинуть в сторону вопросы, связанные с Бюджетным кодексом, требующие изменения законодательства и прочего, есть премьер-министр, который торпедирует любые инициативы местного самоуправления, связанные с приобретением оборудования для нужд не только ТрО, но и ВСУ. Самый первый пример — это вопросы, связанные с предоплатой. На сегодняшний день местное самоуправление юридически ограничено постановлением Кабмина делать предоплату для приобретения каких-либо ресурсов. Мы платим только по факту, после того, как продукция поставлена. Однако иностранные поставщики не работают без предоплаты. В связи с этим мы неоднократно обращались в Кабмин с просьбой изменить нормативную базу и дать нам возможность напрямую и без помех делать закупки для армии и ТрО. Уже прошло пять заседаний Кабмина после нашего обращения, но этот вопрос так и не был вынесен на обсуждение правительства.

 
Я вчера читал вашу новость и хочу уточнить детали. Важно понимать, что закупки мы и так делаем. Каждая городская рада приняла программу финансирования ТрО и выделяет под нее деньги из бюджета. Как бы мы ни требовали ранее финансировать армию и ТрО из государственного бюджета, весь парадокс заключается в том, что на местном уровне сейчас как раз есть деньги. Потому что своим постановлением №590 правительство на период военных действий полностью запретило любые капитальные ремонты и реконструкции. Мы сегодня можем делать только какие-то текущие ремонты и манипуляции. Соответственно, сейчас я сижу на пятистах миллионах гривен, которые мог бы потратить на приобретение материалов и оборудования для ВСУ. Но Шмыгаль не дает мне это делать.

— Уточните, как вы могли бы потратить эти полмиллиарда.

 
— Мы и так их тратим понемногу. Но надо разделять статьи расходов. Например, мы строим разного рода фортификационные укрепления и финансируем это из бюджета. Но когда мы говорим о прямых покупках, появляются проблемы. Премьер почему-то считает, что я являюсь инициатором этого конфликта, но должен его разочаровать — я выступил всего лишь его катализатором. Объясняю, почему, на простом примере. Сейчас вся страна покупает пикапы для ВСУ. Я отправил своего зама на военные склады в Европу, и он нашел не просто пикапы, а тысячи нужных фронту грузовиков. Не десятки, не сотни, а тысячи! Они бывшие в употреблении, но цена приемлемая — от пяти до пятнадцати тысяч евро. Причем идут с зипами, запасными коробками, резиной и прочим. В итоге — для вашего понимания — мы за частные деньги купили на полтора миллиона евро этих грузовиков и сейчас их везем. Потому что когда я их показал коллегам мэрам, они вдохновились и хотели скинуться, чтобы выкупить несколько сотен для нужд нашей армии.

— Но вы должны были сделать предоплату?

—Точно! Но премьер сказал, что он этого делать не будет. Ни в отношении этих пикапов, ни в отношении тепловизоров, дронов, приборов по очистке воды, любых других нужных фронту ресурсов. Поэтому все товары едут к нам сюда с Запада либо через волонтеров, либо через руки «Укрспецэкспорта» и прочих. А громады сидят на деньгах и не могут их потратить. Потому что премьер имеет свою позицию на этот счет. При этом Кабмин дает разрешение на прямые закупки Фонду «Повернись живим». Это надежная организация и решение правильное. Но оно вызывает у нас вопросы: «Почему демонстративно игнорируют ОМС?».

Мы обратились к министру обороны, и Резников как адекватный министр сказал: «Класс, мы это вынесем на Кабмин». Еще два месяца назад сделал от своего имени проект решения и вынес на Кабмин, но премьер не поставил его в повестку дня. С тех пор прошло уже пять заседаний Кабмина, а премьер держит паузу. По Станиславскому. При этом он не отвечает на наши звонки, не замечает сообщений мэров. А его помощники все время нам рассказывают, что надо что-то доработать.

И это несмотря на то, что этот вопрос уже два раза обсуждался на Конгрессе местных и региональных властей при президенте, и правительство получило поручение на этот счет. Дошло до того, что АГУ уже официально обратилась к премьеру и попросила предоставить протокол заседаний Кабмина, где есть обоснования, почему важный для армии вопрос не ставится в повестку дня. Однако премьер прикрылся войной и, назвав стенограмму «документом для служебного пользования», отказал.

Но в частных разговорах присутствует тезис Шмыгаля о том, что если он, якобы, даст местному самоуправлению такие права, тогда случатся сепаратизм и федерализация. Премьер на полном серьезе считает, что мы на деньги бюджета громад будем финансировать свои бригады. То есть подкупать лояльность военных. Чтобы они что? Лучше защищали наших людей от бомб? Уже дошло до анекдота, когда мэр Белой Церкви позвонил мне и предложил следующее: «Давай я куплю грузовики твоей 93-й бригаде, а ты — моей 72-й. Чтобы премьер не думал, что мы подкупаем своих военных».

— Самая основная идея всей вашей кампании какая?

— Чтобы Кабмин отцепился от муниципалитетов по всем вопросам, связанным с военными закупками. С Prozorro, с валютным контролем, с двойным налогообложением, с предоплатой. Вот можно это все как-то решить конкретно по военным законам? Тем более что все подзаконные акты мы разработали и давно направили в Кабмин. Включая спецификацию: что, где и за сколько будем покупать. Чтобы мы могли тратить деньги на Родину. Мы же не просим таких привилегий для других закупок.

— Какова ситуация в Днепре? Вы можете уточнить, как это сделал Садовый, указав на 61 миллион, уже потраченный громадой Львова на помощь ВСУ? Сколько вы из бюджета отдали ВСУ за эти месяцы?

— Я не хочу меряться миллионами со своим уважаемым коллегой, но как город, который находится близко к зоне боевых действий, мы потратили в разы больше. Мы очень много тратим на фортификации.

А вы знаете, какая сейчас самая большая потребность в областях? Лопаты. Вот у меня лежит заявок на 10 тысяч лопат. Их нет ни в «Эпицентре», нигде. Я собирался давать заказ предпринимателям, чтобы они начали делать эти лопаты. А сейчас мне надо объявить тендер в Prozorro, должен прийти производитель — один, пятый, десятый… Это будет кошмар. А так я просто заплачу людям деньги, а они сделают лопаты. И все.

Читайте также Мэрия города Днепр не повышает и не понижает уровень нашей реки, - Лысенко