Метро лучше строить, чем консервировать
После того, как исполняющий обязанности первого заместителя Днепропетровского городского головы Дмитрий Погребов, на одной из своих пресс-конференций, озвучил варианты дальнейшей судьбы строительства метрополитена, в городе началась дискуссия.
В основном разговоры шли вокруг темы консервации строительства. На самом деле Дмитрий Погребов говорил о том, что строить метро - дорогое удовольствие для города, несмотря на взятые в европейских банках кредиты. Сказал он также, что есть два варианта консервации: затопление и засыпка. Оба этих способа применяются в горном деле. Что является меньшим злом: продолжение строительства или консервация? Именно к обсуждению этих вопросов и призвал и.о. первого заместителя мэра.
На пресс-конференции в ИА "Мост-Днепр" шла речь о последствиях консервации недостроенных станций метро для жителей Днепропетровска. Проректор Национального горного университета, заведующий кафедры подземного строительства, доктор технических наук, профессор Александр Шашенко считает, что метро нужно достраивать. Ибо в мире расширяется практика освоения подземных пространств до глубины 300 метров. Это делается для того, чтобы часть городской инфраструктуры (в том числе и торгово-развлекательные комплексы) убрать с поверхности. Основой всей этой инфраструктуры является метро. Хотя метрополитен всюду убыточен, комплексный подход позволяет городам даже получать прибыль.
Для того, чтобы уменьшить убытки на содержание метрополитена, нужно увеличить количество станций. Можно, к примеру, провести ветку через Кайдакский мост на массив Левоборежный-3. Что касается консервации, то затопление, в некоторых случаях, применяется при закрытии шахт. Если днепропетровское метро затопить или засыпать, может произойти деформация земной поверхности.
Заведующий кафедры гидрогеологии НГУ, доктор технических наук, профессор Дмитрий Рудаков сказал, что город стоит не лессовых грунтах. Эти грунты при намокании превращаются в пластилин. Это может привести к оползням. Доцент кафедры экологии НГУ Александр Ковров уточнил, что при затоплении вода в горном массиве будет подыматься, а это может привести к деформациям фундаментов и стен домов. Ученые были единодушны во мнении, что в Днепропетровске есть много экспертов, в частности, в Горном университете и Строительной академии, которые могли бы помочь решить проблемы при строительстве метро.
К продолжению строительства метро склоняются и депутаты горсовета. Об этом в медиа-центре "Днепр Пост" заявили участники «круглого стола» руководители депутатских фракций горсовета: Камиль Примаков ("Блок Петра Порошенко "Солидарность"), Екатерина Збарская ("Громадська сила"), Артем Хмельников ("Самопоміч") и представитель фракции "Оппозиционный блок" Вадим Рублевский. Аналогичное мнение высказал и руководитель фракции "Укроп" Михаил Лысенко, хотя он не смог участвовать в "круглом столе" - его мнение озвучила ведущая.
Но до возобновления строительства нужно решить еще много вопросов. Ответы на них будут искать депутаты горсовета, эксперты и общественность. Самым сложным является строительство тоннелей от станции Центральная до станции Музейная. Проходка наклонной выработки буровзрывным способом, в граните, будет идти очень медленно.
Если выйти в нагорную часть, то в дальнейшем количество станций может увеличиваться очень быстро. Ибо ветку метро можно пустить по поверхности – такие примеры есть и Киеве, Москве и других городах. Один из проектов метро предполагал выход от станции Музейная, под памятником Славы и железной дорогой до института физкультуры – там должна была заканчиваться линия с Коммунара. Выйдя туда, можно прокладывать, по поверхности, путь на жилмассив Победа. Ученые НГУ считают, что нужно строить. Решение финансовых вопросов – в руках депутатов горсовета. Понимать нужно одно: для того, чтобы продолжить строить метро, придется затянуть бюджетный пояс.
Владимир Притыскач.