Борис Трейгерман: Пессимизм – это роскошь, которую евреи не могут себе позволить
Это лето для меня выдалось урожайным на знаковые встречи. Встреча на саммите журналистов с двумя президентами Израиля – легендарным Шимоном Пересом, новоизбранным Реувеном Ривлиным, а также с премьер-министром Израиля Беньямином Нетанияху произвели на меня ошеломляющее впечатление. Израильские политики первого эшелона власти поражают своей открытостью, доброжелательностью, отсутствием заносчивости и чванства.
Уже на Украине я решила продолжить общение с нашими лидерами. В Днепропетровской области работает команда новой формации, которая прогремела на весь мир. Эти люди по-другому мыслят, инициативны, напористы и вселяют уверенность в завтрашнем дне. Инертные и привыкшие плыть по течению обыватели не всегда могут понять, принять нововведения власти. Новый губернатор, его замы, ближайшее окружение – фигуры, овеянные легендами, и домыслов в них больше, чем реальности. Чтобы развеять мифы я решила взять интервью у Советника председателя Днепропетровской ОГА Бориса Трейгермана. Он согласился встретиться со мной сразу, без долгих проволочек и такая оперативность меня очень порадовала. Впечатлило и то, что Борис Михайлович на Неделе Израильского кино начал свою речь на иврите, не каждый государственный деятель может блеснуть (похвастаться) знанием нескольких языков. И мы начали беседу с истоков:
− В вашей семье есть национальные еврейские традиции, которые передавались вам от поколенияк поколению?
− Мой дедушка был раввином в Молдавии, в Кишинёве, откуда я сам родом. Я его, к сожалению, не знал. О нем мне рассказывал отец. Отец не был религиозным, но ходил в синагогу, соблюдал еврейские традиции. Мы отмечали праздники по мере возможности даже в советские времена. Конечно, этого не афишировали.
Мне и моему брату сделали обрезание тайно при рождении. Традиции надо соблюдать, а мы – еврейские мальчики.
− Когда вы осознали свою принадлежность к еврейскому народу?
−Я всегда это осознавал. В школе меня обзывали, учителя не ставили мне хорошие оценки только из-за того, что я еврей. Я написал хорошую работу, а мне поставили плохую оценку. Я спрашивал родителей, а они уходили от ответа, потому что трудно объяснить ребёнку, что такое национализм. Тогда я осознал смысл поговорки о том, что родители учат детей разговаривать, а дети родителей учат молчать. Это было тяжело, и я всё прочувствовал на себе. Когда я стал постарше, то у нас собралась большая еврейская компания, но вместе с нами были и молдаване и русские. Мы собирались, гуляли, танцевали.
Все солдаты, а я – еврей!
В армии я служил в истребительной авиации. После окончания Военной авиационной школы механиков в Днепродзержинске, меня направили служить дальше в Киев в Гвардейский Истребительный Авиационный полк в командный пункт. Я был единственным евреем на весь полк – все солдаты, а я – еврей!
И тут про меня вдруг забыли! Как солдату, мне хорошо – сплю, сколько хочу, никто мной не интересуется. Мне уже надоело целую неделю шататься и не знать, чем себя занять. Подхожу к командиру полка: «Пристройте меня хоть что-то делать!» А он говорит: «Тебя случайно приписали к командному пункту. Особый отдел (КГБ внутренний) решил тебя не пропускать туда, где секретная информация, ты же еврей. А вдруг ты шпион или изменник?». Он дал мне это понять в частной беседе.
− Что происходит сейчас в Днепропетровской области, на Украине?
− Какое яркое событие произошло в Днепропетровске за последнее время при содействии Облгосадминистрации?
Будущие выпускники уже интересуются, будет ли такой парад в следующем году! Они тоже хотят такой праздник!
Ольга Медведева,
Главный редактор журнала «Триумф» ПМЖ