"Мы с телами не воюем"
11 ноября в медиа-центре «ДНЕПР ПОСТ» состоялась пресс-конференция «О гуманитарной миссии по поиску тел погибших украинских военных на Востоке Украины».
Существует такая организация, как ВОО «Союз „Народная Память“», которая занимается поиском солдат, пропавших без вести во времена Первой и Второй мировой войны. Так работают более 20 организаций в различных регионах. За 3 года они нашли 4 тыс. бойцов Красной Армии. В августе в организацию обратилось командование Вооруженных сил Украины с просьбой отправиться на территорию, неподконтрольную Украине, и там искать тела погибших солдат. 3 сентября ребята приступили к работе в районе Саур-Могилы и Иловайского «котла». Уже вывезено более 160 тел. Они находят и обследуют сгоревшую технику, фрагментированные останки. Отработали более 25 захоронений.
"Свою работу мы осуществляем по инициативе Генштаба. Именно у них есть, какие-то договоренности. Я не знаю всех нюансов, но нам дали гарантии безопасности и с той и с другой стороны, что не будет огня. Наша база находится на территории, подконтрольной Правительству Украины. В поисках помогают и местные люди, и военные. Говорят, где было столкновение.
Нас попросили находить и эвакуировать тела, ДНК-экспертиза не входит в наши обязанности. Этим занимаются специалисты. Чаще всего найденные тела мы доставляем в морги Запорожской и Днепропетровской области.
Мы находим тело и максимальное количество информации по нему. Находим и фиксируем номера техники, документы, банковские карточки, визитки, телефоны. Сведения, которые мы находим,— это весомое подспорье при идентификации личности.
Нам звонят родственники людей, которые пропали без вести. Номер телефона «горячей линии» — 0 800 210 135, заявки принимаются круглосуточно. За время работы мы приняли около 150 заявок от родственников. Большинство из них касаются Луганской области. Мы же пока работаем только на территории Донецкой области. Еще на прошлой неделе должны были дать «зеленый свет» для работы на Луганщине, но пока тихо.
Основной костяк нашей поисковой группы — 37 человек. Это — пиротехники, саперы, медики, психологи. Нас никто не финансирует. Использую собственные средства. В неделю мы тратим порядка 30 тыс. грн. Это — и питание, и бензин, и ремонт техники… А еще проживание. Мы поселились в заброшенном доме. Пришлось за свой счет проводить электричество, чинить крышу, ставить бойлеры. Транспорт нам предоставили Вооруженные силы. К сожалению, технику приходится очень часто ремонтировать. Группа, которая выезжает на место,— это 5 человек и водитель. Нужна еще машина-рефрежератор. Сейчас 5 таких машин на ремонте.
Мы не знаем, где нужно искать солдат. У нас очень мало информации и по Саур-Могиле, и по Иловайску. СБУ и МВД не очень активно с нами сотрудничают. Нет информации и от командиров добровольческих батальонов.
Мы с телами не воюем. Если находим людей с противоположной стороны, передаем их другим поисковым группам. С той стороны тоже организованы поисковые группы. Поиском занимаются те, кто с нами сотрудничал в мирное время" - сказал глава правления ВОО «Союз „Народная Память“» Ярослав Жилкин.